Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОВЗ
Использование кинезеологичесих упражнений в работе с детьми ОВЗ
Патракова Оксана Владимировна,
социальный педагог
МБДОУ «Детский сад № 38»
г. Лысьва, Пермский край
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Значимость таких упражнений, в работе с детьми с ОВЗ, как с нарушением интеллекта, так и с речевыми диагнозами, колоссальна. Они способствуют развитию межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий, а значит и развитию мелкой моторики, памяти, внимания и речи. Ребенок не только становится сообразительным, активным, но и энергичным с развитым чувством самоконтроля.
Мои занятия посещают, как дети общеразвивающих групп, так и дети с речевыми диагнозами и ЗПР. Как правило, у этих детей можно отметить недостаточное созревание полушарий головного мозга, что ведет к недостаточному развитию интеллекта, речи. Чтобы сделать занятия более эффективными и адаптированными для детей ОВЗ, решила использовать «кинезеологичесие упражнения».
Эти упражнения использую, как часть занятия, перед работой связанной с повышенной умственной нагрузкой или для расслабления (как динамические паузы).
Для результативности коррекционно-развивающей работы, стараюсь учитывать определенные условия:
- упражнения повторяем на каждом занятии;
- все упражнения выполняю вместе с детьми с постепенным увеличением времени и сложности, по мере овладения упражнениями;
- занятия провожу в утренний отрезок времени;
- занятия проходят в доброжелательной обстановке, в игровой форме;
- от детей требую точного выполнения движений и приемов;
- упражнения провожу по специально разработанным комплексам;
- стараюсь проводить их с использованием музыкального сопровождения, так как покойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
В начале года, когда дети только начали посещать занятия, обратила внимание на то, что они не могут удерживать внимания, не слышат инструкций, с трудом отвечают на вопросы, долго не могут запомнить речевое сопровождение игр, упражнений.
Уже сейчас, можно отметить, возросший интерес к занятиям, которые проходят очень эмоционально. Детям нравятся наши традиции (круг приветствия и круг прощания).
Так же можно сказать, что внимание детей стало более устойчивым, они слышат меня, меньше отвлекаться.
На вопросы стараются отвечать полными ответами.
Четко выполняют знакомые упражнения, быстрее запоминают стихотворные слова игр и упражнений.
Детские пальчики стали более послушными, упражнение «колечки» получаются у половины, упражнение «лягушка», «оладушки» освоили все дети. Начали правильно держать карандаш при рисовании, раскрашивании.
Мы предполагаем, что под воздействием кинезеологичесих упражнений, у детей, к концу учебного года, совершенствуются коммуникативные навыки, повыситься речевая активность и мелкая моторика.
Примеры кинезеологичесих упражнений
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Ладушки-оладушки»
Правую руку положить на стол, ладонью вниз, а левую – ладонью вверх; затем одновременно меняем позиции рук, со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Фонарик»
Прямые руки подняты вверх. Правая рука зажата в кулак, ладонь левой руки распрямить. По сигналу (хлопку) нужно сменить положение рук.
«Лягушка»
Руки на столе, правая рука зажата в кулак, левая лежит ладонью на столе. Поочередно, под слова, меняем положение рук.
Речевое сопровождение:
«Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой».
«Ухо – нос »
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Теперь, правая рука держит кончик носа, а лева правое ухо.
Речевое сопровождение:
«Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!»
«Кулак – ребро – ладонь»
Выполняем движение, сидя за столом. Руки находятся на поверхности стола.
Когда произносится слово «кулак», надо сжать обе руки в кулачек (он лежит на столе); при слове «ребро», надо поставить обе ладони ребром на стол; при слове «ладонь», обе ладони кладем на стол.
Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Сначала упражнение делаем вместе с ребенком. Затем предлагаем повторить его самостоятельно (до десяти раз).
«Колечко»
Упражнение выполняем сначала пальцами одной руки: последовательно соединяем большой палец руки, сначала с указательным, потом со средним, безымянным, мизинцем, поочередно. Затем это упражнение выполняем пальцами другой руки.
Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
- Упражнения - растяжки.
Это упражнения, требующие от ребенка сначала статической нагрузки, умения замереть в определенной позе, а потом расслабиться.
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег.
Речевое сопровождение:
«Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять»
Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения можно мягко упасть на пол и изобразить лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Речевое сопровождение:
«Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу»
«Дерево»
Исходное положение – сесть на корточки, спрятать голову в колени, обхватить их руками.
Речевое сопровождение:
«Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево»
Надо медленно подниматься на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх.
«Подул ветер – раскачиваемся, как дерево»
«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Нужно выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат. Застыть в этой позе, как будто одеревенели, и не двигаться.
Теперь наклонится вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки.
«Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла»
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
«Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева»
Попеременно показываем то солдата, то куклу.
- Дыхательные упражнения
«Задуть свечу»
Надо представить, что перед нами стоит 5 свечей.
Нам нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу. Набираем в легкие воздух и сильно выдыхаем.
Затем, нам надо задуть 5 свечей, одну за другой, набираем снова воздух и делаем 5 резких выдохов.
«Пловец»
Выполняется стоя. Делаем глубокий вдох, закрываем нос пальцами и приседаем. В таком положении надо мысленно посчитать до 5, затем резко встать и выпустить воздух.
- Энерготизирующие упражнения
Это упражнения, способствующие активизации головного мозга, пробуждению организма, можно проводить пред занятиями, требующими умственного сосредоточения:
«Умная шляпа»
Гладим ладонями себя по голове, как будто одеваем шляпу, затем массируем ушки от мочки вверх, затем вниз до мочки.
«Брови, виски»
Делаем массаж бровей, висков.
«3-й глаз»
Делаем массаж точки, расположенной между бровей.
«Массаж носа»
Делаем массаж двух точек ниже крыльев носа.
4.Перекрестные упражнения
«Колено – локоть»
Выполняем стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой рукой левой ноги, а левой рукой правой ноги. Сделать 6 пар движений.
Затем, шагать, так же высоко поднимая колени, но касаться правой рукой правого колена, а левой рукой левого колена. Сделать 6 пар движений.
Речевое сопровождение:
«Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать»
« Велосипед»
Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера.
Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
Выполнить 8 движений, затем, сделать паузу.
Выполняется в три захода.
- 5. Упражнения для релаксация
Для того чтобы дети отдохнули после занятия и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.
«Добрый слон»
Ноги поставить на ширине плеч, встать устойчиво, представить себя слоном.
Медленно переместить массу тела на правую ногу, а левую поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ноги и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»
«Палуба»
Представим, что мы на палубе корабля. Чтобы не упасть, надо поставить ноги пошире, и прижать их к полу, руки сцепить за спиной.
Представим, что палубу качнуло вправо, переместим массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена). Выпрямится, расслабить ногу. Т. ж. проделать влево.
Речевое сопровождение:
«Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!»
«Лимон»
Представляем, что в правой руке у нас находиться «лимон», из которого нужно выжать сок. Надо медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.
Речевое сопровождение:
«Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю,
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов!
Я лимон бросаю,
Руку расслабляю»
5.Зеркальное рисование
(Попробуем нарисовать воздушный шарик одновременно и правой и левой рукой)
6.Правополушарное рисование
(Попробуем нарисовать вазу одновременно правой и левой рукой, но правой рисуем вниз головой)
7.Письмо левой рукой (Попробуем написать левой рукой «Я ем суп»)
8.Расскажи стихи руками
«Семья»
Раз, два, три, четыре (сжимают и разжимают кулачки)
Кто у нас живёт в квартире? (пожимают плечами)
Папа, мама, брат, сестрёнка, (разгибают пальчики по одному)
Кошка Мурка, два котёнка, (изображают кошечку)
Мой щенок, сверчок и я (имитация голоса)
Вот и вся моя семья! (скрестили пальчики обеих рук между
собой)
«8 марта»
Много мам на белом свете, Всех их любят очень дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель. Мамы разные нужны, Мамы разные важны! | (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) (поочередно сгибают пальчики, начинаяс мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) (разводят руки, поднимают ладошки вверх) |
- 9. Кинезиологические сказки (рассказывание руками)
Два котенка
Жил-был на свете котенок, он был белый и пушистый и звали его Снежок (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду (упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»). И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним(упр. «Кошка»).И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Патракова О. В. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/56362-ispolzovanie-kineziologicheskikh-uprazhnenij-v-rabote-s-detmi-ovz (дата обращения: 15.11.2024)- Көктемгі бақ
- Волшебный лоскуток
- Воспитание сказкой – радость встречи с книгой
- Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие и ресурс реализации ФГОС
- Социализация детей дошкольного возраста
- Моя малая Родина
- Рабочая программа педагога
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10399 пользователей.
Отзывы