Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ПРОЕКТ работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников

ПРОЕКТ

работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников.

Нами была разработана  система работы, направленная на совершенствование формирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Система работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет определенные цели, задачи и содержание.

Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним.

На втором этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Это способствует развитию способности у ребенка к децентрации.

Третий этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

На четвертом этапе организуется совместная деятельность детей, в которой обогащается их собственный опыт.

На пятом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.). Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, ориентироваться на внутренние качества личности сверстника, уметь «разглядеть» положительные качества в людях.

 

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с детьми

1этап Игры на формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним.

1.

«Зеркало».

Формирование внимания к сверстникам, умения прислушиваться и присматриваться к ним.

Игра

2.

«Испорченный телефон».

Научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова.

Игра

3.

«Эхо».

Формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним.

Игра

4.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Формирование внимания к сверстникам, умения прислушиваться и присматриваться к ним.

Игра

5.

«Бабушка Молотя».

В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Игра

2этап Игры для развития способности у ребенка к децентрации.

6.

«Мозаика в парах»

Игра способствует налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовит «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

Игра

7.

«Рукавичка».

Цель: способствовать объединению, побуждать договариваться и согласовывать свои усилия.

Игра

8.

«Рисуем домики».

Развитие взаимопомощи и заботы о другом.

Игра

9.

«Дружба двух цветов».

Побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам.

Игра

10.

«Рисуем всей группой».

Формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним.

Игра

11.

«Снежинки».

Развивать нормальные межличностные отношения между детьми.

Игра

 

3этап

Погружение детей в общие для всех переживания

 

12.

«Робость».

Повышать у детей уверенность в себе, сплоченность группы, знакомить с чувством робости.

психотехническая игра

13.

«Радость»,

Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

психотехническая игра

14.

«Страх».

Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

психотехническая игра

15.

«Удивление».

Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков.

психотехническая игра

16.

«Самодовольство».

Знакомство с чувством самодовольства.

психотехническая игра

17.

«Злость».

Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции.

психотехническая игра

18.

«Поссорились и помирились».

Учить детей выразительности движений:

психотехническая игра

19.

«Что изменилось?».

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

психотехническая игра

20.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

психотехническая игра

21.

«Азбука настроений»

Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Пантомимический этюд

22.

«Послушай и угадай».

Цель: научить выражать различные эмоциональные состояния.

Имитационная игра

23.

«Обезьянки».

Цель: развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений

Имитационная игра

24.

«Заяц-трусишка»

Цель: научить выражать различные эмоциональные состояния

Имитационная игра

25.

«Я не знаю»

Цель: развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений

Имитационная игра

26.

О.А.Шорохова

«Зайка-зазнайка»

Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в  своих силах

Сказкотерапия

27.

О.А.Шорохова

«Волшебные слова»

Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в  своих силах

Сказкотерапия

28.

О.А.Шорохова

«Непослушный Ваня»

Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в  своих силах

Сказкотерапия

29.

О.А.Шорохова

«Малыш-трусыш»

Цель: снизить тревожность у детей; способствовать вербализации.

Сказкотерапия

30.

О.А.Шорохова

«Кривляки»

Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Сказкотерапия

31.

Л. Чернецкая «Кирилл Петрович»

Цель: способствует осознанию чувств и переживаний, приобретение нового положительного опыта.

Рассказ

32.

В.Осеева  “Волшебное слово”

Цель: формировать у детей навыки культуры общения, положительный настрой при общении со сверстниками.

Рассказ

33.

О.Григорьев “Гостеприимство

Цель: формировать у детей навыки культуры общения, положительный настрой при общении со сверстниками.

Рассказ

4этап. Игры и  совместная деятельность детей, в которой обогащается их собственный опыт.

34.

Спектакль игрушек»

Цель: учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова

Сюжетно-ролевая игра.

35.

««Магазин игрушек».

Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах, познакомить с правилами поведения в магазине.

Сюжетно-ролевая игра.

36.

«Детский сад».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Сюжетно-ролевая игра

37.

«В гостях».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в гостях.

Сюжетно-ролевая игра

38.

«Автобус».

Цель. Игра развивает социальное поведение, навыки правильного  общения  в  транспорте,  фантазию,  речь.

Сюжетно-ролевая игра

39.

«Рисунок».

Побуждать детей выполнять правила, радоваться успеху друга.

проблемная ситуация:

40.

«Игрушка».

Побуждать детей поделиться опытом, игрушками.

проблемная ситуация:

41.

«Мы - друзья».

развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, к сверстникам понимание их проблем.

проблемная ситуация:

42.

«Мы - будущие школьники

 углубляется интерес к школе и снимается тревожность, связанная с предстоящим обучением в школе, одновременно формируется ценный опыт коммуникативного взаимодействия.

проблемная ситуация

5этап. Игры развивающие чувства коллективизма умение видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, ориентироваться на внутренние качества личности сверстника, умение «разглядеть» положительные качества в людях.

43.

«Волшебники».

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание, заботу.

Игра

44.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи нежные ласковые слова.

Игра

45.

«Разноцветный букет».

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие

Игра

46.

“Позови ласково

цель: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу,

Игра

47.

«Пирамида любви».

Цель: развивать чувства коллективизма, переживание группового единства, дружелюбное отношение детей друг к другу.

Игра

48.

«Вежливые слова».

Цель: развивать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение употреблять волшебные слова.

Игра

49.

«Солнечный зайчик».

Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Игра

50.

«Справа, справа от меня есть одно местечко».

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.

Игра

     

Игра

     

Игра

6 этап. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности, находятся в субъектном взаимодействии

 

51.

«Рисуем всей группой».

Цель: позволяет детям получить положительный опыт совместной деятельности, способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Игра

52.

«Прогулка с завязанными глазами»,

Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Игра

53.

«Свеча».

Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.

Игра

54.

«Слушаем сердцем»

Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.

Игра

55.

«Зайчики и лиса»

Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры.

Игра

56.

«Совушка-сова»

Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры.

Игра

57.

«Менялки»

Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры.

Игра

58.

«Группа в обручах»

Цель: учить контролировать движения и работать по инструкции»

Игра

         

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1987.144с.
  2. Барсукова С. А. Формирование опыта коммуникативного взаимодействия старших подростков средствами специального предмета: Дис. канд. пед. наук. - Пенза, -2002.-161с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.- М.: Просвещение, 1988.- 400с.
  4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. //Дошкольное воспитание. -2005.-№11. -с.3-10.
  5. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет. //Начальная школа: плюс до и после.-2003.-№10.-с.11-15.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение,1999.-944с.
  7. Павленко Т. Почему они конфликтуют?: общение дошкольников. // Дошкольное воспитание.-2003.-№1.- с.72-77.Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Просвещение,2000.-171с.

 

 

 

 

 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МБДОУ д/с №12 воспитатель
Соавтор: Анищенко Лидия Алексеевна
Дата публикации: 09.05.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кузнецова С. П. ПРОЕКТ работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/58063-proekt-raboty-po-formirovaniyu-opyta-kommunikativnogo-vzaimodejstviya-so-sverstnikami-u-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию