Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития
Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.
М.А. Рунова считает, что двигательная активность - это средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на три составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой. Она принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играют разную роль.
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Оказывает общеукрепляющее действие на организм ребенка, способствует закаливанию, повышает иммунитет, силу, быстроту, ловкость, выносливость.
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Также отмечается несовершенство мелкой моторики рук. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития, нарушений в состоянии здоровья дошкольников с ЗПР является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия.
Физическое развитие дошкольников с ЗПР направлено на достижение цели развития индивидуальных способностей личности ребенка посредством обучения детей навыкам спортивных игр, через решение задач:
- расширение двигательного опыта детей за счет овладения двигательными действиями спортивных игр и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- создание предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе;
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры.
- взаимодействие с семьями по вопросам оздоровления и развития детей.
В своей работе педагоги используют релаксационные упражнения, гимнастику после сна, глазодвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, психогимнастику, оздоровительные игры, игровой массаж, комплексы оздоровительных физкультминуток, дыхательную и звуковую гимнастику с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, посещают солевую комнату. Каждый воспитанник получает первоначальные знания о профилактике заболеваний, учится осознанно относиться к своему здоровью.
Во всех возрастных группах применяются лечебно – профилактические процедуры: витаминотерапия, интересные формы закаливания: воздушные, водные, обтирание сухой рукавичкой при стабильном температурном режиме в группах и др.
Медико – педагогический коллектив удовлетворяет естественную потребность детей в движении, добивается хорошего уровня всестороннего физического развития детей. Большую роль в осуществлении этого имеют НОД по физической культуре, досуги, праздники, которые проводятся в ДОУ.
Инструктор по ФК и воспитатели осуществляют индивидуально – дифференцированный подход к детям: в зависимости от состояния здоровья грамотно распределяют физическую нагрузку, вместе с медсестрой ведут работу с детьми по профилактике хронических заболеваний, плоскостопия, нарушения осанки, применяют приёмы релаксации.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Корригирующая гимнастика включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития, как считает Е. М. Мастюкова. Подбираются упражнения в зависимости от видов двигательных нарушений, состояния здоровья детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей. Корригирующая гимнастика может включать 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется 3-4 раза. Также включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака в течение 8-10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.), главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений, стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Индивидуальная работа по развитию движений проводится ежедневно во время вечерней прогулки, продолжительностью 10-15 мин.
Двигательная разминка после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.
Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены». Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.
Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе, как полагает А. В. Карманова, - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным играм - волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, футбол, хоккей.
Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма.
Закаливание воздухом, по мнению Г.А. Бутко - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
Одной из форм активного отдыха детей являются каникулы. Они проводятся 2 раза в год - Рождественские и летние. Отличительной особенностью работы с детьми в этот период является отсутствие занятий по всем методикам. Педагог организует отдых детей: Увеличивает пребывание на свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия); при необходимости проводит исследование детей, у которых отмечается слабая динамика в развитии; усиливает внимание индивидуальному подходу; предоставляет детям возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивает их разнообразной активной, развлекательной деятельностью (показ диафильмов, слайдов, видеофильмов, театрализованных представлений, чтение сказок, проведение спортивных мероприятий).
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать физкультурный досуг. Он не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
День здоровья проводится 1 раз в месяц в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДОУ. День здоровья может быть посвящен игре. В этом случае во всех видах работ используется только игра: дидактическая, словесная, подвижная, спортивная, театрализованная.
Итак, при целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, также происходит его сохранение и укрепление.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кузнецова С. П. Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/58247-osobennosti-organizatsii-dvigatelnoj-aktivnosti-s-detmi-imeyushchimi-zaderzhku-psikhicheskogo-razvitiya (дата обращения: 22.12.2024)- Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
- Берегите глаза детей
- Брейн –ринг для педагогов детского сада
- Особенности организации занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста
- Здоровый ребенок - счастливая семья
- Страна геометрических фигур
- Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш