Изоэкология в экологическом воспитании дошкольников
Дошкольный возраст - именно тот период развития, когда дети чисты и восприимчивы, и как важно не пропустить синзитивный период развития. Л. С. Выготский.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, . так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине.
Дошкольные педагоги осуществляют экологическое воспитание детей, помогают детям понять окружающий мир, его тонкие взаимосвязи, учат соизмерять себя и природу, осознать ответственность человека за всё живое на Земле. Мы, взрослые, должны помочь ребятам уяснить, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живём.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» является формирование экологически и эстетически культурной личности детей через изобразительную деятельность.
Предлагаемая мною система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
В процессе экологического воспитания формируются не только первичные представления и понятия о природе, но и развиваются мышление, речь, творческие способности, совершенствуется познавательная и практическая деятельность.
Интересным, увлекательным, эмоциональным для детей был используемый мною метод «изоэкология», т.е. отображение экологии средствами рисования.
Рисование - один из действенных методов формирования начальных основ экологической культуры. Преподаватель изобразительного выполняет важную миссию для благополучия общества: формируют ответственное отношение к природе, опираясь на средства искусства.
Детские работы дошкольников буквально источают энергию любви и добра, восхищают оригинальными композиционными решениями и неповторимым видением мира.
Дети с большим интересом рисуют все, что видят: растения, животных, людей, живую природу, используя разные материалы методы. С помощью рисования акварелью по мокрому листку достигается особая выразительность при изображении подводного мира. Так мы рисовали по теме «Глубока и красива река Урал». Метод «тычок» подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т.д. Многие природные материалы - шишки сосны, желуди, пушистые цветы вербы, перышки птиц - помогают детям создать забавных зверюшек.
Очень нравится детям такая форма изодеятельности: на прозрачном файле гуашью с добавлением шампуня рисуется бабочка, кузнечик, гусеница. Затем придумываются реальные или сказочные обстоятельства и рисуются меняющиеся фоновые картинки. Вместе с детьми оформили ряд альбомов, в которых отражены не только зарисовки наших наблюдений, но и составлены к ним рассказы.
Стараюсь формировать экологические представления и понятия у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
Дети очень любят, когда я им рассказываю. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.
На занятиях изобразительного искусства природа выступает в роли художницы, волшебницы, которой помогают сказочные феи Флора и Фауна.
Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фофонова С. К. Изоэкология в экологическом воспитании дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/59101-statya-izoekologiya-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Рабочая программа воспитателя по художественно - эстетическому развитию
- Воспитание аккуратности
- Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста
- Театр в жизни ребенка дошкольного возраста
- Вариативный компонент
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
- Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста