Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие навыков исследовательской деятельности у дошкольников

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребёнок  делает сам»

Ральф Уолдо Эмерсон

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.

Ребёнок - исследователь по своей природе. Важнейшими чертами  детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

         Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

         Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Можно выделить три уровня реализации «исследовательского обучения».

  1. 1.  Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. 2.  Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективныйпоиск).
  3. 3.  Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвей, А. Леви и др.).

Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Большинство педагогов при этом просто подбирают интересную и полезную тему исследования и предлагают ее. Если это старшие подростки или старшеклассники, то они, как правило, имеют некоторый опыт, позволяющий как-то выполнять это исследование. Исследованиями дошкольников руководить сложнее. Однако нужно отметить, что старшие дошкольники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционных учебных занятий. Следует помнить только, что на самостоятельность дошкольника или младшего школьника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка.

Учебное исследование дошкольника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

  • ·  Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • ·  Поиск и предложение возможных вариантов  решения.
  • ·  Сбор материала.
  • ·  Обобщение полученных данных.
  • ·  Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  • ·  Защита проекта.

Многим педагогам мысль о том, что дошкольник способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной. Казалось бы, в целях упрощения методики можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно проанализировав их, нетрудно убедиться, что это существенно обеднит процесс и, следовательно, педагогический результат работы. Таким образом, наша методическая задача формулируется так: как сделать прохождение каждого этапа доступным для дошкольника.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

  1. 1.  Видеть проблемы
  2. 2.  Выдвигать гипотезы
  3. 3.  Задавать вопросы
  4. 4.  Давать определения понятиям
  5. 5.  Классифицировать
  6. 6.  Наблюдать
  7. 7.  Проводить эксперименты
  8. 8.  Высказывать суждение
  9. 9.  Делать выводы и умозаключения

         Также в плане развития исследовательских способностей эффективным считается специальный тренинг. Тренинговую форму могут применять в своей работе по организации исследовательской деятельности детей воспитатели детского сада. Рекомендуемые упражнения, ориентированы на старших дошкольников. При работе по развитию исследовательских навыков следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий.

  1. 1. Увидеть проблемучасто бывает сложнее, чем решить её. Умение видеть проблемы — интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности. Решению этой сложной педагогической задачи в значительной мере помогут следующие упражнения:

«Назовите как можно больше признаков предмета»

Это задание помогает ребенку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Педагог называет любой предмет. Детям нужно вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.

«Сколько значений у предмета»

Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные возможности, благодаря чему развиваются основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет (газета, карандаш, ложка, коробка и др.). Предлагается задание найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета. Считать правильными нужно только те варианты, которые действительно применимы, поощряются самые неожиданные ответы.

«Посмотри на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Им дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т. д.»

 «Составь рассказ, используя данную концовку»

Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения. Примеры концовок:

«...Нам так и не удалось найти свой автомобиль».

«...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«...и котенок мирно заснул на руках у Маши».

«...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

  1. 2. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.

         «Что случилось?»

Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:

         «Мише не разрешили смотреть телевизор».

         «Катя поссорилась с подругами».

«Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т. д..

         «Если бы…»

Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы: родители уменьшились до размера мышки; бабушка превратилась в ребёнка; кровать стала крошечной и т. д.

Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.

Интересные задания для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ за рубежом. Например, «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на земле?»

Проводя упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы педагогу нужно объяснить детям, что, делая предположения, обычно используются следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

  1. 3. Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для любого исследователя навык, должен знать, что вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, и делится условно на две части — базисная (исходная информация) и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные знания, которые в явной или в неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им, они обычно называются операторами вопроса.

Для развития этого умения предлагаются следующие упражнения:

«Данетка»

Один из детей загадывает слово, сообщает всем только смысловую область. Например, это «животное» или «литературный герой» или «предмет мебели». Участники по очереди задают вопросы, например: «Это млекопитающее?»; «У него есть хвост?»; или «Это герой сказки?»; «Это взрослый человек?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». Нельзя сразу задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это мышь?» или «Это диван?».

        

 «Угадай, о чем спросили»

Одному участнику дается карточка с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов:

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему наш город называется Старый Оскол?

Что такое лифт?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему зайцы зимой меняют окрас?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Какое у тебя любимое время года?

Почему зимой идет снег?

и т. д.

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли при ответе вопрос и давали развернутый ответ.

  1. 4. Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиямПонятие— одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие— значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Без овладения этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления. Надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению. Рекомендуются следующие упражнения:

 

         «Отгадай»

Педагог загадывает предмет, даёт его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету. Возможны разные варианты этого задания: для малышей воспитатель может выставить несколько предметов и загадывать один из них; более сложные варианты – загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.

 «Трудные слова»

Педагог делит детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дает задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

Важным для исследователя является умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.

Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной. Например, поделим все звуки на группы: речевые и неречевые. В свою очередь, речевые звуки можно поделить на гласные и согласные, а согласные – на твердые и мягкие и т. д.

Особое внимание стоит обратить на то, что при классифицировании предметов и явлений внешнего мира и обучении этому детей, следует постоянно помнить, что иногда нельзя установить резкие разграничительные линии. Каждая классификация относительна.

Всякая классификация имеет цель, поэтому выбор основания классификации обычно диктуется этой целью. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. Требование некоторых несведущих людей, чтобы предметы классифицировались только по существенным признакам, при внешней разумности, невыполнимо, да и неправомерно. То, что важно и существенно с одной точки зрения, может совсем иначе выглядеть с другой.

Например, мы предлагаем детям популярное задание — «четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан — и отделить овощ — помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Дети могут расклассифицировать эти предметы и по цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (они оба — красные), а банан и груша в другую — они желтые. Можно классифицировать эти предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму. Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Интересное задание на умение классифицировать предлагали в своих экспериментах американские психологи Р. Олвер и Дж. Хорнсби. Детям предъявляли напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно), а экспериментатор их громко произносил и просил детей сказать, чем отличаются и чем похожи названные им предметы. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель», и экспериментатор снова спрашивал, чем отличаются и чем похожи уже все три предмета. После этого к трем предыдущим словам присоединялось слово «мясо». И задание повторялось, только надо было охарактеризовать отличие и сходство четырех слов.

Эта процедура продолжалась до тех пор, пока не получался ряд, состоящий из слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень. Таким же способом детям был предложен другой ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение, смущение.

Нетрудно заметить, что ряд составляют предметы, разница между которыми последовательно возрастает, но, несмотря на это, все они имеют общие особенности, которые дети могут обнаружить. Педагог сам может составить по аналогии подобный ряд слов, например: кошка, собака, тигр, олень, ворона, дерево.

Популярны задания с использованием невербального материала.

Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности — классифицирования.

Например, предлагаем детям такую классификацию животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.

Спросим у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация? Пусть они аргументируют свой ответ.

Можно, например, предложить поделить множество книг на книги в твердом переплете, с иллюстрациями, о животных и т.д.

Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Конечно, педагог должен понимать, что такого рода задания дети смогут выполнять лишь тогда, когда приобретут достаточно хороший навык деления по определенному основанию.

Выполняя перечисленные здесь упражнения, дети приходят к пониманию правил классификации:

  • •  члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
  • •  деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • •  деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления;
  • •  основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации.

Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогут следующие упражнения:

  «Рассматривание»

Педагог ставит перед детьми какую-нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

«Кто пропал?»

Педагог выставляет перед детьми несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах. Их можно использовать в данных целях.

Эксперимент — важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что можно сделать из куска бумаги?

Подобные задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Уровень требуемых ответов может быть разным.

По аналогии с этими заданиями можно предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.

Специалисты, работающие с одаренными детьми, предлагают такие вопросы:

- На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

- Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. для работы с малышами предлагает эксперимент «Где что лежит».

Задача воспитателя – доказать идею о том, что проще найти ту вещь, которая лежит на своём месте.

Педагог кладёт одну книгу на полку с игрушками, другую — в уголок книги. Двум детям предлагает найти эти книги. После того как дети нашли книги, педагог спрашивает, какую книгу быстрее найти (ту, которая находится в уголке книги, т. к. она там должна лежать). Затем делается вывод, что вещи должны лежать на своём месте.

Приведем несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам.

  • ·  Эксперимент «Определяем плавучесть предметов».

Детям предлагается собрать несколько разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, игрушечная металлическая тарелочка, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик и др.

Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.

После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Необходимо изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предметы? Они будут пла­вать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

  • ·  «Что на что похоже?»

Педагог предлагает детям подумать на что похожи узоры на ковре, очертания облаков, автомобили и т. д..

Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

  1. 1. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед,пластик, янтарь, кристалл и др.).
  2. 2.  Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.
  3. 3.  Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т. п.

Существует множество способов делать выводы и строить умозаключения, кроме аналогии. Для работы с дошкольниками рекомендует обсуждение с детьми значения пословиц.

Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме

  • ·  «Как люди смотрят на мир».

Основная задача педагога — помочь детям в ходе собственных коллективных рассуждений сделать вывод.

Педагог предлагает группе такую задачу: на листе бумаги (или мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических фигур или линий, не изображающие ничего конкретного; детям нужно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?»

Педагог фиксирует ответы по принципу — чем больше вариантов решений, тем лучше.

При правильной организации занятия ответов будет множество. Отмечая самые неожиданные, самые оригинальные и интересные ответы, не следует скупиться на похвалы, это будет придавать уверенность каждому ребенку, поможет смело высказывать самые разные идеи.

Когда ответов накопилось множество, можно подвести итог. Ведущий задает вопрос: «Кто же был прав?» При умелом педагогическом руководстве дети быстро придут к заключению, что каждый ответ можно считать правильным, — «правы были все, но каждый по-своему».

Чтобы сделать заключение можно воспользоваться несложным педагогическим приемом, которое называет «подведением под идею». Нужно подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то можно сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Тренинговые занятия, подобные тем, что описаны выше – хороший способ развития исследовательских способностей у ребенка младшего возраста и подведения его к собственной исследовательской практике. Нужно отметить, что подростки и старшие школьники также с большим удовольствием и пользой для дела играют во все эти тренировочные игры.

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников  являются обычные загадки, если смотреть на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

         Спасибо за внимание!

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
методист МБУ ДО "ЦДО "Одаренность"
Дата публикации: 15.06.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лобанова Н. В. Развитие навыков исследовательской деятельности у дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/59677-razvitie-navykov-issledovatelskoj-deyatelnosti-u-doshkolnikov (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию