Развивающие формы оздоровительной работы
«Всем нам пора знать,
Что здоровье не меньшая ценность,
чем знанье гласных и согласных,
без здоровья знание не имеет ценности»
Поташник М.М.
Актуальная тема для разговора во все времена - это здоровье человека. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДУШНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ ТЕЛА
Закаливание проводится в помещении, при температуре воздуха 18-20 С. Дети ежедневно в любое время года 15-20 минут играют босиком в одних плавочках в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».
После сна проводится гимнастика в кроватках с элементами самомассажа по методике А. Т. Кудрявцева. Весьма эффективный поглаживающий массаж. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен увидеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь.
Хождение по игровым дорожкам и коврикам (гороха, риса, соли, пуговиц).
ОБТИРАНИЕ ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ ПОСЛЕ СНА
Проводится небольшим махровым полотенцем, смоченным и слегка отжатым в горячей
воде (45-50С). Обтирание проводится воспитателем и младшим воспитателем, быстро в произвольном порядке с захватом рук, груди, шеи, спины, подмышечных впадин, ног. Продолжительность обтираний 15-20 сек. После обтирания дети выполняют музыкально-ритмические движения.
КОНТРАСТНЫЕ НОЖНЫЕ ВАННЫ
Для проведения процедуры используются два ведра или другие емкости с насыпанным на дно крупным гравием | или галькой. В одном! ведре явно горячая вода (до терпимости - 45-. 50°С), в другом - вода! комнатной или несколь-1 ко ниже температуры | (15-18°С), налитая до | уровня укрытия ног ребенка на 2/3 голени.
Ребенок вступает в ведро с холодной водой на 3-5 сек., затем не вытирая ног, переступает в ведро с горячей водой на 8-10 сек., производя топтание по гравию, затем опять в ведро с холодной водой, повторяя процедуру от 3 до 5 раз, а также постепенно увеличивая экспозицию воздействия холодной воды, и снижая экспозицию горячей воды.
Заканчивать процедуру необходимо горячей водой с последующим легким обтиранием ног.
Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как сам воспитатель у них на глазах проводит закаливающие процедуры.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОРЛА
- 1. «Лошадка» - цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп (20-30 с).
- «Ворона» - дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» 5-6 раз, поднимая голову, то вверх, то в сторону. Затем звук «ка-а-а-аар» произносят беззвучно и с закрытым ртом.
- «Веселые плакальщики» - имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30-40 с).
- «Смешинка» - хохотальные звуки «ха-ха-ха, хи- хи-хи, гы-гы-гы».
ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Упрямый ослик»- выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а, й-а». «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек, или молока?» - обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «Й» укрепляет связки гортани, очень эффективно для взрослых, страдающих храпом.)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дыхательные гимнастика способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Дыхательные упражнения просто необходимы детям довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Проводиться она во время утренней гимнастики, на занятиях, при проведении бодрящей гимнастики после сна,
на прогулке.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Игры и упражнения
- «Курочка собирает червячков и бросает их цыплятам» - сидя на стульчике, пальчиками ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить ее как можно дальше.
- «Мишка на роликовых коньках» - катать бруски ногой с сильным нажимом и прокатывать их от носка к пятке.
- «Обезьянки читают газету» - пальчиками ног рвать газету на части.
- «Обезьянки художники» - толстым фломастером, зажав между стопами или пальцами, нарисовать на листке бумаги, лежащем на полу, желаемый рисунок.
- «Обезьянки музыканты» - поднять пальцами ног погремушку или колокольчик и погреметь.
Здоровье - категория педагогическая и задача педагогов - сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому - всё здорово!»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крахмалева . Л. Развивающие формы оздоровительной работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/59950-razvivayushchie-formy-ozdorovitelnoj-raboty (дата обращения: 24.11.2024)- Педагог в высокотехнологичном обществе
- Современные технологии ранней профориентации дошкольников
- Современный педагог
- Весна пришла
- Твоя родословная
- Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Мониторинг освоения детьми старшей группы приоритетного направления «Приобщение детей к истокам русской народной культуры