Математические игры с числами для детей дошкольного возраста
Чтобы практически закрепить полученные знания о счете, цифрах, простых арифметических действиях, играйте с ребенком в игры с числами, в которых необходимо использовать простые подсчеты. Ниже приведены примеры таких игр.
Меткий бросок
Приспособьте для этой игры коробку с ячейками из-под яиц. На каждой ячейке напишите номер от одного до десяти. Коробку можно поставить на стол или на пол и бросать в нее маленький шарик или любой мелкий предмет. Цифры на ячейках будут соответственно очками за попадание. Проведите несколько раундов, затем сложите набранные числа-очки и определите победителя.
Тир на столе
Вместе с ребенком изготовьте настольный тир. На плотном листе картона нарисуйте мишень — три круга, расположенных один внутри другого, диаметром 2, 6, и 9 см.
Вам понадобится также разметить полоски с клетками, где одна клетка соответствует заработанному очку, сколько участников, столько и полосок. Кроме того для игры нужны игральные фишки, по числу участников. Положите мишень на одном конце стола. С противоположного конца стола вы и ваш ребенок будете поочередно бросать в мишень монетку (пуговицу, шашку). За попадание в большой круг игрок получает 1 очко, в средний - 2, а в маленький - 5 очков. Каждый участник переставляет на полоске с клетками свою фишку на столько клеток, сколько очков заработал. Побеждает тот, кто дойдет до конца дорожки первым. Чтобы монетка не падала на пол, стол лучше пододвинуть к стене.
Угадайки
Предложите ребенку угадывать разные количественные величины в быту на глаз. Например, сколько долек в апельсине,
конфет в коробке, спичек в коробке, ступенек на лестнице и т. д. Побеждает тот, чья догадка окажется ближе к истине.
Хорошим упражнением в счете являются игры с кубиком (игральным).
Кто больше?
В этой и последующих играх используйте игральный кубик с очками от 1 до 6 на сторонах. Приготовьте для игры мелкие вещи — монетки, конфеты и т. п. Кидайте кубик по очереди и забирайте с кона столько предметов, сколько выпало на грани кубика. Выигрывает тот, кто первым наберет 10. Затем играете в обратном порядке — вычитаете из своих предметов столько, сколько выпало на кубике, выиграет тот, кто первым избавится от всех своих предметов.
Аукцион
Возьмите игральный кубик, бросайте его по очереди. Выигрывает тот, кто за определенное количество бросков наберет больше очков. Для детей, умеющих считать до 10, предельная сумма 10, для тех, кто освоил счет до 100, соответственно 100.
Арифметические карты
С детьми постарше, которые освоили счет до 100 и знакомы с делением и умножением, можно поиграть в арифметические карты. Для игры нужно изготовить 48 карт с цифрами от 1 до 24. Карты напоминают игральные, лицевая сторона каждой разделена по диагонали чертой, цифра находится в левом верхнем углу и правом нижнем в зеркальном отражении. Карт с каждым числом должно быть по 2. Играть могут 2,3 или 4 участника. Если игроков двое, каждый берет себе по 4 карты. Тот, кто делает первый ход, кладет перед своим партнером любую из своих карт числом верх. Партнер должен путем ряда арифметических действий с числами своих карт получить то число, которое перед ним. Он должен вести счет вслух и выкладывать на стол карты с теми числами, которые задействованы в его подсчете. Допустим, на стол перед ним выложили карту с числом 7, а на руках у игрока карты с числами 2,3,9,13. Можно получить число 7, отняв от девяти два. Можно получить иначе (более выгодным для данной игры способом): задействовать в вычислении все карты играющего: 2,3,9,13. 1) 3+9= 12 2) 12:2=6 3) 13-6=7. Все карты, участвовавшие в вычислении, вместе с картой 7 становятся добычей считавшего игрока и не возвращаются в игру (игрок откладывает их в сторону). Теперь он делает ход, выкладывая перед партнером карту. После каждого хода игроки достают себе из общей стопки карт на столе столько карт, сколько у них не хватает до 4.
Если нужное число получить никак нельзя, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше карт. Если играет больше двух человек, предварительно устанавливают очередность ходов. Например, если второй игрок пропускает ход, то первый играет с третьим, и т. д.
Узнай свой номер
Игра рассчитана на детей, которые умеют считать до ста и производить арифметические действия с двузначными числами. Играют пять человек. На спину игрокам прикрепляют к одежде табличку со следующими числами: 3, 7,1,4,6. Никто из игроков не знает, какое число ему досталось, но сумма чисел 21 сообщается всем. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы определить раньше других свое число (узнать свой номер). Выяснить это игрок может только одним способом — увидев, какие числа на спинах у других участников и сумму этих чисел вычесть из объявленной общей суммы — 21. Сделать это непросто, поскольку никто из игроков не заинтересован в том, чтобы другие узнали его «номер». Поэтому все перемещаются быстро и осторожно, стараясь оказаться позади других, чтобы скрыть свое число и увидеть остальные. Прислоняться к стене нельзя. Время игры ограничено. Побеждает тот, кто первым назовет свое число.
Сумма чисел
Эта игра рассчитана на группу детей, которые умеют складывать двузначные числа. Играют две команды из пяти человек. Всем игрокам каждой команды на грудь вешают таблички с цифрами от 1 до 5. Перед каждой командой ставят два стула. Ведущий объявляет какое-либо арифметическое действие, например: к 20 прибавить 14. Игроки обеих команд должны подсчитать в уме результат, вычислить получившееся двузначное число - в данном случае 34, и те игроки, из цифр табличек которых можно образовать данное число (цифры 3 и 4), бегут и садятся на стулья перед своей командой. Команда, быстрее выполнившая задание, получает очко. Примеры арифметических действий подбираются ведущим заранее, так, чтобы в игре хотя бы по разу поучаствовали все игроки.
Бинго
Эта игра для тех детей, которые освоили счет до 20. Напишите числа от 2 до 12. Обведите их кругами. Бросьте 2 кубика, сложите выпавшие очки. Зачеркните круг с тем числом, которое получилось. Выиграет тот, кто первый вычеркнет все свои числа.
Хрюшка
Довольно известная игра. Играть может любое число участников. Все бросают кубик по очереди и прибавляют выпавшие очки к своему счету (очки можно записывать). Но если у кого-то выпадает число один, все его очки сгорают. При этом все участники кричат: «Хрюшка!», чтобы было веселее. Выигрывает тот, кто набрал 100 очков.
Играя с кубиком, вы можете придумать новые игры или свои правила.
Для того, чтобы дошкольник правильно и красиво писал Цифры, а также рисовал геометрические фигуры, необходимо научить его ориентироваться на листе бумаги в клетку, умел выделять верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину клетки, верхние-нижние и левые-правые углы клеток. В этом ему помогут следующие упражнения на листе бумаги в клетку.
- 1. Обвести карандашом все стороны клетки.
- 2. Поставить точки в вершинах всех углов клетки. Показать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны клетки.
- 3. В каждой вершине клетки поставить точки, пропустить две клетки, повторить несколько раз.
- 4. Соединить точки верхних углов клетки, затем нижних углов, пропустите две клетки, повторите несколько раз.
- 5. Соединить точки верхней и нижней левых вершин клетки, затем верхней и нижней правых вершин, пропустите 2 клетки.
- 6. Соединить точки левой верхней и правой нижней вершины клетки.
- 7. Отметить середину клетки — поставить в ней точку. Поставить точки в середине каждой из сторон клеток, соединить точки правой и левой, верхней и нижней сторон.
- 8. Поставить точки в середине двух смежных клеток. Соединить их. Пропустить следующие две клетки, повторить.
Развитию двигательно-зрительной координации способствуют следующие игры:
Попадание в цель
Расставьте на листе бумаги несколько точек. Отведите руку ребенка с карандашом на 10—15 см от листа, предложите ему попасть в точки кончиком карандаша.
Обведи контур
Приготовьте трафарет с различными геометрическими фигурами, пусть ребенок обведет их карандашом точно по краю. Аналогично предложите ему обвести фигуры, нарисованные на листе бумаги в клетку.
Водитель
На листе бумаги нарисуйте две параллельные линии, обозначающие дорогу к дому. Задача «водителя» провести машину по дороге (ребенок ведет карандашом по бумаге без отрыва) не касаясь ее краев. Ширина, длина и форма дороги могут быть разными. Аналогично можно поиграть в «лабиринт».
Отметь кружки
На листе бумаги трафаретом нарисуйте десяток кружков, диаметром 1 см. Положите лист с кружками перед ребенком, дайте ему карандаш. Пусть он попробует с первого раза поставить в центре каждого кружка точку, отводя кисть руки с карандашом от листа на 15—20 см вверх. Делать большие паузы между движениями нельзя.
Графические узоры
Графические узоры ребенок будет рисовать на листе бумаги в клетку, не отрывая карандаша от бумаги, под вашу диктовку — на сколько клеток нужно продвинуться вправо, влево, вперед, назад. Вы заранее должны продумать конфигурацию узора. Например: в левом нижнем углу поставь точку. Проведи вправо от нее линию на три клеточки, теперь клеточка вверх, клетка влево, три клетки вверх, три клетки вправо, три клетки вниз, клетка назад, клетка вниз, три клеточки вправо (повторить несколько раз).
Точки
Существует множество вариантов игр в точки. Вам понадобится лист бумаги в клетку, на котором вы нарисуете игровое поле из 16 точек, каждая сторона которого состоит из 4 точек и карандаш. Играют два человека, в данном случае вы и ребенок.
Игра 1. Соединить точки. Игроки ходят по очереди. На каждый ход игрок соединяет любые две ближайшие точки (по вертикали или горизонтали, но не по диагонали). Выигрывает тот, кто соединит две последние точки.
Игра 2. Только вверх, только вправо. Игроки ходят по очереди, начиная с крайней точки в левом нижнем углу. Первый игрок проводит прямую линию к ближайшей точке, причем двигаться можно только вправо или только вверх. Следующий игрок продолжает эту линию, с тем же условием. Выигрывает игрок, первым добравшийся до правой верхней точки.
Игра 3. Как придется. Игроки ходят по очереди. Соединять можно любые две точки — выше, ниже, по диагонали и т. д. Игроки придерживаются следующих правил: линии не должны пересекаться и замыкаться, они должны быть только прямыми, последующий игрок чертит свою линию, начиная с любого конца линии предыдущего участника. Побеждает тот, кто проведет последнюю прямую линию.
Игра 4. Квадрат. Игроки ходят по очереди. Один игрок выбирает знак +, другой 0. Игроки отмечают своими знаками точки, стремясь образовать квадрат. Выигрывает тот, кому удалось это сделать.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ушакова О. М. Математические игры с числами для детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/59985-matematicheskie-igry-s-chislami-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2024)- Безопасность детей - забота взрослых
- Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента
- Рабочая программа для первой младшей группы
- Тайна голубого экрана
- Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
- Что такое речевая готовность ребёнка к школе
- Информация для родительского уголка