Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Следовательно, необходимость подготовки детей высокого уровня развития в детском саду, вызвана современными требованиями начальной школы. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. Таким образом, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Формирование элементарных математических представлений способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, творческой личности. Поэтому цель занятий по математическому развитию – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование позволяет более доступно изложить материал и позволяет активизировать интерес у детей в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя и способствует развитию мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно приобретая опыт общения.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Дидактические игры дают возможность формировать не только новые знания, но и знакомить детей с различными способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников посредством использования дидактических игр, формируя элементарные математические представления.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Прежде чем приступить к инновационной деятельности с детьми, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей других педагогов дошкольных образовательных организаций, научно-педагогические разработки, электронные ресурсы.
Для себя я определила основные направления работы по инновационному направлению:
- разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по математическому развитию средствами дидактических игр;
- развивать эмоциональную отзывчивость у детей через игры математического содержания;
- формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
- формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
- развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Формирование элементарных математических представлений у детей осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Для развития элементарных математических представлений в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: "Часть и целое", "Дроби", "Волшебные квадраты", "Лото - Сосчитай", "Геометрическая мозаика", "Модели временных интервалов", «Четвертый лишний», «Фигуры и формы», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, "Сложи узор", "Танграм", а также различных головоломок, лабиринтов, и др.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Таким образом, в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Для реализации педагогической идеи старалась создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в группе, создавала условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний.
Следовательно, мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, эмоционально отзывчивыми личностями.
Ведущая педагогическая идея: «Повысить мотивацию дошкольников посредством использования игрового занимательного материала и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Капралова О. Н. Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/60358-sobstvennyj-innovatsionnyj-pedagogicheskij-opyt-raboty-vospitatelya-kapralovoj-olgi-nikolaevny-na-temu-ispolzovanie-didakticheskikh-igr-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.11.2024)- Роль сказки в развитии детей 2-3 лет
- Просыпаемся с радостью
- Игры с водой
- Конспект педсовета
- Все начинается с мамы
- Основные принципы взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка
- Народные игры