Тематическая подборка игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего- подготовительного дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому считаю необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка.
Почему взяла выше указанную тему: У детей нашей группы наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Возрастная группа: Дети старшего-подготовительного дошкольного возраста.(5-7 лет).
Методика проведения; Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли» («Волшебные мешочки», «уходи грусть»).
Игры-драматизации. «Театр моды».
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт «Зеркало»
Коммуникативные упражнения»Зеркало»
Мимические и пантомимические этюды «Вхождение в картину»
Тематическая подборка «игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего –подготовительного дошкольного возраста.»
Название игры | Базовая эмоция | Цель | Ожидаемый результат | Краткое содержание игры | Материалы и оборудование |
1. «Волшебные мешочки» | Злость, обида, радость, веселье, доброта, интерес. . | снятие психонапряжени детей. | Дети научились выражать свое эмоциональное состояние мимикой, движениями, речью; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить | Воспитатель предлагает детям сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, воспитатель мешочек завязывает и прячет. Затем воспитатель предлагает детям второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр. (например бантик, шарик, мягкий ватный комочек). | Два мешочка. |
2. «Грустный и веселый мешочек» | Злость, обида, радость, веселье, доброта, интерес | развитие эмоциональной сферы дошкольника, снижение эмоционального напряжения, формирование способности управлять своими чувствами. | Дети научились выражать свое эмоциональное состояние мимикой, движениями, речью; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить | В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения. | Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным: это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами. |
3. «Уходи, злость, уходи!» | Злость, Обиду сменили Спокойствие, Доброта. | снятие агрессивности. | Дети научились распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать свое эмоциональное состояние мимикой, движениями с предметами, фразами; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить, умение управлять своим поведением. | Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты. | Подушки, диски с музыкой. |
4. Сюжетно-ролевая игра «Театр моды». | Застенчивость, Смущение, Неловкость, интерес к происходящему сменят Радость, Восторг. Гордость интерес. | развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих, воспитывать радость, гордость за сврих друзей | Дети научились выражать свое эмоциональное состояние мимикой, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других детей; Стали более общительно, взаимодействовать со сверстниками на равных; Обладать адекватной самооценкой, уверенностью; | Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей. Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем — дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями. Вариант 2. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды: за самую очаровательную и обаятельную улыбку; за самые веселые глаза и т.д (награды получают все) | магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум». |
5. «Зеркало | Интерес, Печаль Грусть Тревога Радость Восторг Надежда | учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать симпатию. | Дети Знакомы с некоторыми базовыми эмоциями. . Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; Имеют представление о способах выражения собственных эмоций; . | Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями | По желанию детей. |
6. Игровое упражнение на эмоции «Вхождение в картину» | Радость, горе, удивление. испуг | Расширять у детей круг понимаемых эмоций; умение детей средствами мимики пластики и пластики придумать и изобразить образы дуба, плакучей ивы, гордой сосны, испуганной ёлочки | Дети научились выражать свое эмоциональное состояние мимикой, жестами, в рисунке, движениями; Имеют представление о способах выражения собственных эмоций; | Этюд «Хорошая погода, Плохая погода Детям предлагается рассмотреть картину в центре творчества пейзаж) Вопрос: – Какое настроение вызвала у вас картина? Изобрази образ испуганной ёлочки, могучего дуба, испуганных воробьёв.Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных, подбирают к каждому образу , а затем к картине в целом..2. Этюд «Если бы погода на картине изменилась»Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, на картине закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму. 3. Рисование эмоций Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление. «Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с воспитателем.). | Репродукции картин «Летний день» , «Гроза». |
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Роганова . С. Тематическая подборка игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/61292-tematicheskaya-podborka-igr-na-formirovanie-i-razvitie-emotsionalnoj-sfery-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-pedagogicheskikh-sredstv-emotsionalnogo-razvitiya-s-detmi-starshego-podgotovitelnogo-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.12.2024)- Моя семья – моё богатство
- Консультация для родителей и педагогов
- Цветочный калейдоскоп
- Интерактивная форма проведения занятия
- Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
- Работа с родителями
- День защитника Отечества
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6601 пользователь.
Отзывы