ЖИПТО «СОНОР» в ДОУ
"Это не только игра, но и целостная
педагогическая система по активизации
творческих возможностей, в основе которой
динамические интеллектуальные игры преследования".
(Г. В. Томский)
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
С 1 января 2014 года в Российской Федерации вступает в действие ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования.
ФГОС подчеркивает, что:
- познавательное развитие ребенка предполагает развитие воображения и творческой деятельности;
- художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;
Целостные ориентиры на этапе завершения дошкольного образования сформулированы следующим образом:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям, к самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым условиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
Игра ЖИПТО (Интеллектуальная игра профессора Томского) была изобретена профессором Григорием Васильевичем Томским в качестве стимулятора ума и творчества. Правила игры СОНОР - базовой версии ЖИПТО были сформулированы им в 1988 году, сочетающей простоту правил с большим стратегическим богатством.
Как уверяет автор, и как считают ведущие специалисты: одним из наиболее эффективных средств достижения этих целевых ориентиров является использование в образовательном процессе ЖИПТО (интеллектуально-творческой игры профессора Томского), популяризуемого Международной федерацией по развивающему обучению и интеллектуальным играм ФИДЖИП, созданной в 1993 году по инициативе ЮНЕСКО, и Европейской ассоциацией по одаренным детям ЕВРОТАЛАНТ, имеющий консультативный статус возле Совета Европы.
В 1993г. в Якутске состоялась Международная конференция "Национальная школа: концепция и технология развития" с участием зам. Генерального директора ЮНЕСКО Колин Паулер, представителей 20 стран Европы и Азии, министров образования регионов России. Паулер ознакомился с Системой ДИП, одобрил опыт внедрения ДИП в школах Якутии и предложил популяризовать Систему ДИП в международном масштабе.
Организация педагогических условий для игровой интеллектуальной деятельности детей уделяется внимание в работах Т. И. Кузьминой, Г. В. Томского, А. А. Шадриной, А. И. Голикова, Е. А. Барахсановой, Н. К. Алексеева и др. крупных специалистов, с использованием ДИП в процессе обучения и воспитания, с раскрытием их педагогических возможностей.
В настоящее время ЖИПТО имеет 2400 версий, для всех возрастов и на любой вкус. Она официально признана национальным видом спорта Якутии.
Президентом Федерации ДИП "СОНОР" в Якутии является начальник управления образования "Город Якутск" В. В. Петров, а исполнительным директором - Л. Д. Троева, доцент кафедры педагогики ИРО и ПК. Ежегодно по плану проводятся городские и республиканские турниры по игре "Сонор" среди дошкольников, школьников, педагогов, родителей.
На первый взгляд ДИП "Сонор" кажется очень простой, но когда начинаешь играть, она усложняется, становится интересной. Великий шахматист Тигран Петросян говорил: "Шахматы - это по форме - игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения - наука. Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка", - я считаю, что Сонор точно такая же игра, и не уступает шахматам.
Всем педагогам Усть-Алданского улуса, (1992г.) Е. Ф. Сивцева - бывшая заведующая дошкольным отделом улусного управления образования, поставила вопрос заниматься увлекательной игрой, ДИП "Сонор". Тогда я работала в Сырдахском детском саду Усть-Алданского улуса, воспитателем, и мы как новая форма работы ввели на всю воспитательно-образовательную работу.
Хотя игра является интеллектуальной, мы в своей работе использовали ее как средство выполнения выше указанных функций дошкольного образования.
Благодаря усилиями коллектива появились первые чемпионы. Воспитателями составлены много интересных игр, изготовлены атрибуты из самых разных материалов, проводились занятия нового вида. Это все повысило творческую активность педагогов.
Примерная программа по ДИП "Сонор" МБДОУ №73 "Светлячок"
Прежде чем начать работу с детьми, необходимо провести подготовительный этап:
- тщательно изучить эту игру;
- подготовить атрибуты;
- составить план работы;
- проверить знания детей.
Целевые ориентации деятельности ДОУ по игре "Сонор":
Дидактические:
- расширение кругозора;
- активизация познавательной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности, воли;
- формирование определенных позиций, нравственных, эстетических установок;
- воспитание коммуникативности.
Социализирующее:
- приобщение к нормам и ценностям общества;
- адаптация к условиям среды, саморегуляция;
- обучение к общению;
- игротерапия.
Развивающее:
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, умение сравнивать, воображение, фантазии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения.
Применение игры "Сонор":
По области деятельности: физическое, интеллектуальное, трудовое, учебное, социальное.
По характеру педагогического процесса: обучающее, познавательное, воспитательное, развивающее, творческое.
По игровой методике: предметное, сюжетное, ролевое, драматизация (театрализация).
По предметной сфере: математика, музыка, литература, труд, физкультура, спорт, фольклор, ознакомление с окружающей средой, ознакомление с культурой народа, развитие речи.
Игра Сонор развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели, определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа. Также эта игра способствует физическому развитию, формированию у детей положительного отношения к себе, веры в собственные силы и возможности. В настоящее время Сонор используется для приобщения к логическому мышлению, для гимнастики ума. Игра помогает осваивать числа и различные понятия геометрии. Постепенно приходит время, когда ребенок начинает анализировать сыгранные партии для улучшении уровня своей игры.
Цель программы.
Ознакомить детей с игрой Сонор, которая способствует развитию внимания, сосредоточенности, логической и творческой структуры мышления, совершенствованию речи, воспитанию физически, эстетически здорового, живущего в гармонии с окружающим миром.
Поле игры Сонор состоит из трихтива, на основе этого, в программе уровень знаний, разделили на три показателя: базовая, повышенная, высокая.
Задачи программы:
- Ознакомить детей с игрой Сонор.
- Сформировать внимание, сосредоточенность.
- Развивать логическую, интеллектуальную и творческую способность.
- Сформировать навыки первоначального математического мышления.
- Совершенствовать речь.
- Воспитывать физически и эстетически здорового человека, живущего в гармонии с окружающим миром.
- Воспитывать преодолевать психологические трудности при поражениях в игре.
Продолжительность программы: 1 год
Требования к усвоению знаний и умений к концу учебного года.
Дети должны иметь представление:
- об атрибутах игры;
- о правилах игры "Сонор";
- о стратегии преследователя и убегающих в игре "Сонор".
Дети должны знать:
- правила игры "Сонор";
- простейшие арифметические понятия;
- необходимые виды знаково-символической деятельности;
- начальные логические знания и операции.
Дети должны уметь:
- владеть вычислительными навыками;
- использовать различные приемы рисования и аппликации;
- лепить из глины объемные и плоские фигуры;
- преодолевать стрессовые трудности при поражениях в игре.
Педагоги должны:
- провести детям итоговую проверку;
- обобщение опыта.
Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих в силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Базовые правила игры "Сонор"
Комплект состоит из 8 фигур: 6 - маленьких "убегающих" (одна из которых является запасной), и 2 - больших фишек "преследователя" (одна из которых является запасной), и прямоугольное поле.
Цель игры. Пять "убегающих" пытаются перейти на противоположную сторону прямоугольного игрового поля до поимки их "преследователем". Тот находится в начале игры в середине противоположной к "убегающим" стороне и стремится их поймать как можно дальше от своей стороны.
Ход фигуры. Шагом фигуры называется перемещение на расстояние, равное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом:
- Слегка прижать фишку одной рукой к игровой доске, чтобы она случайно не сдвинулась с места.
- Поставить другой рукой впритык к ней запасную фишку.
- Убрать фишку, оставив на игровом поле запасную.
Игроки делают ходы своими фигурами поочередно, причем первыми ходят "убегающие". При наступлении очереди совершения хода игрок имеет право перемещать все свои фигуры или же часть из них может оставить стоять на место. "Убегающие" не должны касаться друг друга.
Поимка. "Убегающий", которого коснулся "преследователь", считается пойманным и убирается с игрового поля.
Оценка результата игры. Для оценки результата используются линии 1, 2 и 3 начерченные на игровом поле. Каждая линия имеет по одному очку, "убегающий" достигший одной из линий получает по одному баллу. В конце партии суммируются очки набранные "убегающими". После одной партии игроки меняются фигурами, начинается вторая партия игры. После игры очки сравниваются, у кого больше очков тот является победителем.
Размер поля базовой игры ДИП "Сонор"
Ширина - 30 см. Длина - 40 с
Третья линия 9 см
Вторая линия
9 см. 40см
Первая линия
9 см.
2см 4см
Диаметр основания "убегающих" = 2 см., "преследователя" = 4 см.
Размеры фигур должны быть точными. Во время игры "убегающие" не должны касаться друг друга. "Убегающий" коснется первую линию то получает - 1 очко, потом дальше идет, коснется вторую линию - получает еще 1 очко, дальше пойдет и достигнет третью линию - получит еще 1 очко, итак всего он получит 3 очка.
Если "бегающий" коснется линии, потом уйдет вниз и там будет пойман, то очко считается, если он обратно коснется (второй раз) то считается только одно очко.
В каждой игре партии первый ход делают убегающие. Очки зарабатывают только убегающие, а преследователи только мешают им набрать много очков.
Если фигуры другого размера оснований, должны пропорционально изменить размер поля, правила игры не меняются.
При изготовлении фигурок особое внимание следует уделить основаниям. Основания должны быть круглые в виде постамента с достаточной толщиной. Касание фигурок должны произойти основаниями. Следовательно, у фигурок не должно быть выступающих частей, мешающих прикосновению постаментов впритык. Высота должна быть соразмерна диаметру основания. Игра с фигурами имеет один недостаток. Игрок может нечаянно или умышленно уронить фигуру(свою или чужую). Это может повлиять на результат игры. Поэтому можно применять штрафные санкции к нарушителям. Судьи должны определиться, при скольких таких нарушениях игроку засчитывать поражение (при двух или трех) и об этом оповестить представителей и игроков.
Весьма интересно и увлекательно проходит подвижный вариант игры "Сонор", на полу с фишками большого размера. Обычный размер игрового поля 3м.-4м., а основания убегающих с диаметром 20см., диаметр преследователя 40см. Правила игры не меняются. Также в такой игре дети сами становятся фишками, это называется "подвижная игра", тут надо подготовить кружочки диаметром 20см - 10 штук, с диаметром 40см. - 2 шт. Такую игру можно проводить в большой комнате или во дворе. Постепенно игры превращаются в настоящие театрализованные представления с музыкой, песнями и танцами. При подготовке такой игры, принимают участие педагоги и родители. Это очень радует наших детей. Игра проходит интересно, увлекательно и способствует повышению положительных эмоций у детей, развивает нравственные качества игроков.
Организационно-методические указания к подготовке соревнований по игре ДИП "Сонор".
Динамическая игра "Сонор" по своей природе очень близка к детям, поэтому любой ребенок легко может освоить правила игры. Но настоящим хорошим игроком могут стать не все дети. Игра имеет свою тактику и стратегию, чтобы владеть этими понятиями, нужно иметь практические навыки, терпение, внимательность, волю к победе, уверенность в себе и высокий уровень интеллектуального развития, уметь ориентироваться в пространстве. Чтобы стать хорошим игроком по игре "Сонор" нужно пройти несколько этапов.
При этом учитываются:
- знание правил, счет очков во время игры, 1 мм решает многое;
- способность к размышлению над своей стратегией в игре;
- способность к концентрации внимания, состояние здоровья;
- желание играть;
- условия быта, семейная атмосфера.
Интенсивная тренировка наиболее способных к игре детей ведется на профессиональном уровне:
Тренировка состоит из следующих этапов:
- Учить точное правило настольного варианта ДИП "Сонор".
- Увеличение точности совершения ходов, тренировка пальцев. Выработка привычки строгого соблюдения правил и деонтологии игры.
- Приобщение родителей к ЖИПТО. Тренировка ребенка и подготовка его к соревнованиям продолжается только в случае участия семьи.
- Анализ с детьми сыгранных или воображаемых партий. Наблюдение и судейство детьми партий других, анализ различных ситуаций в игре, совершенствование детьми своих стратегий игры.
- Организация игр с более старшими по возрасту любителями ЖИПТО, в том числе даже с взрослыми шашистами и шахматистами.
- Участие в турнирах внутри детского сада, с командами других детских садов, чемпионатах улуса и республики.
После каждого турнира проводится анализ сыгранных партий. Дети учатся вежливости, стараются не переживать сильно в случае поражения, не травмировать своей радостью побежденного партнера. Это тоже требует целенаправленную работу педагога. Если один из игроков играет очень быстро, то вовремя надо делать замечание, сделать паузу, потом продолжать игру. После двух замечаний, если продолжает быстро играть, то надо снять с игры.
Рекомендации к проведению соревнований.
Как и все спортивные соревнования ДИП "Сонор" тоже требует хорошую, систематическую подготовку. А это от ребенка требует много усилия, так что заранее надо провести плановую работу. Дети должны знать и чувствовать, с каким трудом достигается победа.
Соревнования проводятся также как в шахматах по круговой или швейцарской системе. Сначала надо провести жеребьёвку, согласно которой каждому игроку присуждается номер. Затем составляется таблица результатов, в которую записываются все участники по номерам. Результат каждой партии заносится в таблицу после каждого тура. Когда количество участников не превышает 5 человек, тогда только можно провести по круговой системе. Если их больше 6-ти то по круговой системе, дети очень устают, это снижает качество игры.
Из пособия, "Игра "Сонор"" Голикова А. И., Алексеева Н. К. можно узнать как можно провести соревнования.
Как заполняется таблица результатов видно из примера.
№ | Участники | 1 Иванов | 2 Петров | 3 Сидоров | 4 Михайлов | очки | Место |
1 | Иванов | 1 | 0 | 1 | 2 | II | |
7:5 | 8:9 | 10:6 | |||||
2 | Петров | 0 | 1 | 1 | 2 | I | |
5:7 | 11:6 | 8:5 | |||||
3 | Сидоров | 1 | 0 | 1 | 2 | III | |
9:8 | 6:11 | 10:7 | |||||
4 | Михайлов | 0 | 0 | 0 | 0 | IV | |
6:11 | 5:8 | 7:10 |
Если у трех игроков равные очки, то более высокое место занимает игрок, выигравший в личной встрече. Если же равенство количество очков 3 и более игроков, то для этих игроков составляются коэффициенты качества в виде отношений суммы набранных очков к сумме потерянных очков во всех встречах. У кого больший коэффициент, тот занимает более высокое место. В примере из 3-х участников они набрали по 2 очка. Это Иванов, Сидоров, Петров.
Коэффициенты качества у них такие:
Поэтому первое место занимает Петров, второе - Иванов, третье - Сидоров.
Если много участников, то лучше пользоваться швейцарской системой.
При проведении турнира, большую роль играет знание и справедливость арбитров, судий. Дети - есть дети, все дети равны, все они стараются победить. Но они должны знать правила проведения соревнований.
Во время соревнований по игре "Сонор" дети 4-7 лет совершают большую умственную работу:
- значительные для них интеллектуальные усилия;
- интенсивные размышления во время партий игры, постоянная оценка меняющейся ситуации;
- подсчет полученной суммы баллов, постоянное сравнение ее с результатом противника.
К тому же они испытывают значительную эмоциональную нагрузку, особенно, во время республиканских и международных соревнований.
Поэтому можно дать организаторам соревнований по ЖИПТО следующие рекомендации:
- быть внимательным к детям;
- прерывать игру, если дети играют слишком быстро то продолжать ее после небольшой паузы;
- следить за тем, чтобы ребенок считал количество полученных им в партии баллов и сравнивать эту сумму с оценкой судьи.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бурцева А. В. ЖИПТО «СОНОР» в ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/62099-zhipto-sonor-v-dou (дата обращения: 14.11.2024)- Обобщение опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в условиях реализации ФГОС в ДОУ
- Программа по информатике для детей дошкольного возраста 4-7 лет в детском саду
- Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
- Распространение педагогического опыта для педагогов и родителей. Психологическое здоровье детей при поступлении в детский сад
- Женский день
- Моя семья – это маленькое государство
- Безопасность детей летом
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2939 пользователей.
Отзывы