Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Знакомство детей 4-5 года жизни с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевой игры

Включает методическую разработку

Аннотация:

В данной статье раскрывается тема профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры. Рассматриваются подробно особенности данного вида игры, непосредственно влияющие на формирование у дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Ключевые слова: Дети, игра, сюжетно-ролевая иградошкольное образованиеознакомление через игрузнакомство с трудом и профессиями.

В современный век политического, экономического, социального и культурного подъёма общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. А где же собственно происходит формирование у детей первоначального представлений о профессиях? Профориентация ребёнка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Главная цель профориентации детей – это развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру. Дать возможность проявить силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребёнка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребёнка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребёнка к тому, чтобы он в своё время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности. [3] В детском учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребёнка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребёнка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в среднем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связанно с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определённая совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых.  Сюда относятся: экскурсия, беседа, чтение художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий и конечно же, игра. Игра- это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Большое количество времени дети проводят за игрой. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. [1]

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны. В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры. [3]

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки. Основная черта сюжетно-ролевой игры- это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и. т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. [3] Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том. Что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. [2] Важным ещё является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также немаловажным является тот факт, что, разыгрывая определённую ситуацию, ребёнок тем самым воплощает свой взгляд и показывает своё отношение к нему. Также дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. Дошкольникам свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг. Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель. [1] Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику), роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Всё это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях. Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщенна. [3] А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребёнку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. [1] Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое.

 

Списки использованной литературы:

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 47
  2. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение. - 1974. – С.32-58.
  3. Габдрахманова, М.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников представлений о профессиях взрослых / Ф.В. Хазратова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 61–65.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Студент ГПОУ "СГПК" им И.А. Куратова
Соавтор: Герасимова Марина ПЕтровна
Преподаватель ГПОУ "СГПК" им. И.А. Куратова
Дата публикации: 15.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Голубева Ю. А. Знакомство детей 4-5 года жизни с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевой игры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/63516-statya-po-teme-znakomstvo-detej-4-5-goda-zhizni-s-professiyami-vzroslykh-posredstvom-syuzhetno-rolevoj-igry (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию