ПРОЕКТ работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников
ПРОЕКТ
работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников.
Нами была разработана система работы, направленная на совершенствование формирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Система работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет определенные цели, задачи и содержание.
Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним.
На втором этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Это способствует развитию способности у ребенка к децентрации.
Третий этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
На четвертом этапе организуется совместная деятельность детей, в которой обогащается их собственный опыт.
На пятом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.). Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, ориентироваться на внутренние качества личности сверстника, уметь «разглядеть» положительные качества в людях.
№ п/п | Тема | Программное содержание | Форма проведения | |
Работа с детьми | ||||
1этап Игры на формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним. | ||||
1. | «Зеркало». | Формирование внимания к сверстникам, умения прислушиваться и присматриваться к ним. | Игра | |
2. | «Испорченный телефон». | Научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. | Игра | |
3. | «Эхо». | Формирование внимания к сверстнику, умения прислушиваться и присматриваться к ним. | Игра | |
4. | «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». | Формирование внимания к сверстникам, умения прислушиваться и присматриваться к ним. | Игра | |
5. | «Бабушка Молотя». | В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. | Игра | |
2этап Игры для развития способности у ребенка к децентрации. | ||||
6. | «Мозаика в парах» | Игра способствует налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовит «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. | Игра | |
7. | «Рукавичка». | Цель: способствовать объединению, побуждать договариваться и согласовывать свои усилия. | Игра | |
8. | «Рисуем домики». | Развитие взаимопомощи и заботы о другом. | Игра | |
9. | «Дружба двух цветов». | Побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. | Игра | |
10. | «Рисуем всей группой». | Формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. | Игра | |
11. | «Снежинки». | Развивать нормальные межличностные отношения между детьми. | Игра | |
3этап | Погружение детей в общие для всех переживания | |||
12. | «Робость». | Повышать у детей уверенность в себе, сплоченность группы, знакомить с чувством робости. | психотехническая игра | |
13. | «Радость», | Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | психотехническая игра | |
14. | «Страх». | Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. | психотехническая игра | |
15. | «Удивление». | Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков. | психотехническая игра | |
16. | «Самодовольство». | Знакомство с чувством самодовольства. | психотехническая игра | |
17. | «Злость». | Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции. | психотехническая игра | |
18. | «Поссорились и помирились». | Учить детей выразительности движений: | психотехническая игра | |
19. | «Что изменилось?». | Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. | психотехническая игра | |
20. | «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». | Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. | психотехническая игра | |
21. | «Азбука настроений» | Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. | Пантомимический этюд | |
22. | «Послушай и угадай». | Цель: научить выражать различные эмоциональные состояния. | Имитационная игра | |
23. | «Обезьянки». | Цель: развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений | Имитационная игра | |
24. | «Заяц-трусишка» | Цель: научить выражать различные эмоциональные состояния | Имитационная игра | |
25. | «Я не знаю» | Цель: развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений | Имитационная игра | |
26. | О.А.Шорохова «Зайка-зазнайка» | Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в своих силах | Сказкотерапия | |
27. | О.А.Шорохова «Волшебные слова» | Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в своих силах | Сказкотерапия | |
28. | О.А.Шорохова «Непослушный Ваня» | Цель: развивать положительное отношение к сверстнику, позитивный настрой и заряд уверенности в своих силах | Сказкотерапия | |
29. | О.А.Шорохова «Малыш-трусыш» | Цель: снизить тревожность у детей; способствовать вербализации. | Сказкотерапия | |
30. | О.А.Шорохова «Кривляки» | Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. | Сказкотерапия | |
31. | Л. Чернецкая «Кирилл Петрович» | Цель: способствует осознанию чувств и переживаний, приобретение нового положительного опыта. | Рассказ | |
32. | В.Осеева “Волшебное слово” | Цель: формировать у детей навыки культуры общения, положительный настрой при общении со сверстниками. | Рассказ | |
33. | О.Григорьев “Гостеприимство | Цель: формировать у детей навыки культуры общения, положительный настрой при общении со сверстниками. | Рассказ | |
4этап. Игры и совместная деятельность детей, в которой обогащается их собственный опыт. | ||||
34. | Спектакль игрушек» | Цель: учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова | Сюжетно-ролевая игра. | |
35. | ««Магазин игрушек». | Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах, познакомить с правилами поведения в магазине. | Сюжетно-ролевая игра. | |
36. | «Детский сад». | Цель: познакомить детей с правилами поведения в детском саду. | Сюжетно-ролевая игра | |
37. | «В гостях». | Цель: познакомить детей с правилами поведения в гостях. | Сюжетно-ролевая игра | |
38. | «Автобус». | Цель. Игра развивает социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь. | Сюжетно-ролевая игра | |
39. | «Рисунок». | Побуждать детей выполнять правила, радоваться успеху друга. | проблемная ситуация: | |
40. | «Игрушка». | Побуждать детей поделиться опытом, игрушками. | проблемная ситуация: | |
41. | «Мы - друзья». | развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, к сверстникам понимание их проблем. | проблемная ситуация: | |
42. | «Мы - будущие школьники | углубляется интерес к школе и снимается тревожность, связанная с предстоящим обучением в школе, одновременно формируется ценный опыт коммуникативного взаимодействия. | проблемная ситуация | |
5этап. Игры развивающие чувства коллективизма умение видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, ориентироваться на внутренние качества личности сверстника, умение «разглядеть» положительные качества в людях. | ||||
43. | «Волшебники». | Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание, заботу. | Игра | |
44. | «Волшебный стул». | Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи нежные ласковые слова. | Игра | |
45. | «Разноцветный букет». | Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие | Игра | |
46. | “Позови ласково | цель: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, | Игра | |
47. | «Пирамида любви». | Цель: развивать чувства коллективизма, переживание группового единства, дружелюбное отношение детей друг к другу. | Игра | |
48. | «Вежливые слова». | Цель: развивать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение употреблять волшебные слова. | Игра | |
49. | «Солнечный зайчик». | Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки. | Игра | |
50. | «Справа, справа от меня есть одно местечко». | Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия. | Игра | |
Игра | ||||
Игра | ||||
6 этап. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности, находятся в субъектном взаимодействии
| ||||
51. | «Рисуем всей группой». | Цель: позволяет детям получить положительный опыт совместной деятельности, способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. | Игра | |
52. | «Прогулка с завязанными глазами», | Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека. | Игра | |
53. | «Свеча». | Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия. | Игра | |
54. | «Слушаем сердцем» | Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру. | Игра | |
55. | «Зайчики и лиса» | Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры. | Игра | |
56. | «Совушка-сова» | Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры. | Игра | |
57. | «Менялки» | Цель: развивать умения сотрудничать, слышать, понимать и подчиняться правилам игры. | Игра | |
58. | «Группа в обручах» | Цель: учить контролировать движения и работать по инструкции» | Игра | |
ЛИТЕРАТУРА:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1987.144с.
- Барсукова С. А. Формирование опыта коммуникативного взаимодействия старших подростков средствами специального предмета: Дис. канд. пед. наук. - Пенза, -2002.-161с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.- М.: Просвещение, 1988.- 400с.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. //Дошкольное воспитание. -2005.-№11. -с.3-10.
- Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет. //Начальная школа: плюс до и после.-2003.-№10.-с.11-15.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение,1999.-944с.
- Павленко Т. Почему они конфликтуют?: общение дошкольников. // Дошкольное воспитание.-2003.-№1.- с.72-77.Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Просвещение,2000.-171с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Татаренцева Е. В. ПРОЕКТ работы по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/64069-proekt-raboty-po-formirovaniyu-opyta-kommunikativnogo-vzaimodejstviya-so-sverstnikami-u-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ
- Открытый мир: организация ППРС в работе с детьми с расстройством аутического спектра
- Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «ТАФИ. Вязаная графика» с применением арт – техники «Тактильное рисование» для детей второй младшей группы
- Педагогический совет
- Правила проведения домашних занятий
- Использование игровой технологии на занятиях
- Обучение рассказыванию детей
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11904 пользователя.
Отзывы