Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Использование приемов методики ТРИЗ с целью развития зрительного восприятия детей

Использование приемов методики ТРИЗ с целью развития зрительного восприятия детей

Общие требования к организации работы с картиной в детском саду.

1) Работу по обучению детей составлению текстов по картине рекомендуется проводить со 2-ой младшей группы детского сада.

2) При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3) После первой игры картина должна оставаться в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4) Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети группы прошли через каждую игру с данной картиной.

5) Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: составленный ребенком текст с использованием конкретного мыслительного приема.

6) Итогом можно считать развернутый рассказ (или серию рассказов) ребенка по картине с самостоятельно выбранной, логически выстроенной системой усвоенных приемов.

7) Составленные ребенком рассказы воспитатель должен протоколировать, а потом делать анализ составленных текстов с точки зрения правил оценки уровня творческих работ

8) Воспитатель сам составляет несколько вариантов творческих текстов по картине и на последнем занятии зачитывает их ребятам. Это делается после того, как дети уже рассказали свои рассказы по картине.

Методика ТРИЗ предполагает активизацию творческого поиска детей в процессе решения познавательных задач.

Суть – создать условия, чтобы ребенок выплеснул как можно больше поисковой энергии в поиске решения и достижения цели

Эта методика называется «ПОШАГОВАЯ», включает в себя несколько методических шагов (М.Ш.). Каждый шаг целенаправлен и  имеет свою цель, чему-либо учит, а их единство, владение умениями, помогает детям составлять интересный связный рассказ по картине.

1 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ДЕЛИ»

Цель- активизация зрительной поисковой деятельности детей, актуализация в сознании детей, что множество, отражающее сюжет, состоит из разных предметов, и их нужно все увидеть.

Вместе с Дели увидим все, что нарисовано на картине.

2 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ОБЪЕДИНЯЙ»

Цель- объяснить детям, что все предметы, изображенные на картине, между собой логически связаны.

Дети учатся объединять предметы и определять их логическую связь, иногда связь лежит на поверхности, а иногда скрыта.

3 М.Ш. «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»

Цель- активизировать представления различных органов чувств с тем, чтобы возник целостный зрительный образ.

- я чувствую запахи…

- я слышу звуки…

- я ощущаю лицом и руками…

- увидеть ситуацию, находясь в определенных точках картины; выглядывая из окна и т.д.

4 М.Ш. «КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»

Цель- помочь детям подобрать разные слова для характеристики героев или объектов сюжета.

Этот шаг можно осуществлять параллельно всем шагам.

Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

Несколько этапов:

1-й этап — пассивный.

Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.

2-й этап — полуактивный.

Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос учителя.

3-й этап — активный.

Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.

4-й этап — автоматический.

Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.

5 М.Ш. «РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

Цель- показать детям, что одна и та же ситуация может оцениваться каждым героем по-своему.

Предлагается детям выбрать какого-либо героя или объект картины и с его точки зрения описать происходящие события.

6 М.Ш. «ВОЛШЕБНИК ОТСТАВАЙ-ЗАБЕГАЙ»

Цель- показать детям временную цепочку событий и последовательность.

Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти для рассказа начало и конец, а также выстроить все события в нужной последовательности.

7 М.Ш. «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА»

Цель- научить составлять рассказы по картинам на основе выше изложенных 6 методических шагов

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
учитель-дефектолог МБДОУ № 225 г. Ижевска
Дата публикации: 17.12.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Григорьева О. А. Использование приемов методики ТРИЗ с целью развития зрительного восприятия детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/65113-ispolzovanie-priemov-metodiki-triz-s-tselyu-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-detej (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию