Здоровый образ жизни
Семинар – практикум
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Задачи семинара:
Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
План проведения:
1 часть. Теоретическая.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
1 часть. Теоретическая.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведем семинар практикум, который поможет нам вспомнить некоторые виды здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду.
Забота о здоровье- это
важнейший труд воспитателя
От жизнерадости, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировозрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
-формировать у дошкольников элементарные представления:
- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);
- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз; - дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа;
- технологии обучения здоровому образу жизни: (физкультурные занятия);
- коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия — используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия);
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей)
Но детский сад – не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
Круглый стол: «Вопрос-ответ»:
-Какие из компонентов по формированию ЗОЖ Вам кажутся наиболее
проблемными, трудно решаемыми?
- Попробуйте определить по 100% шкале уровень здоровья. От чего он
зависит?
Согласно заключению экспертов ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) уровень здоровья зависит от
- система здравоохранения –
- от наследственных факторов –
- от состояния окружающей среды –
- от самого человека (образ жизни) –
-Назовите формы работы с родителями по формированию ЗОЖ, какие Вами чаще всего используются?
-Какие Вы знаете нетрадиционные формы оздоровления детей? Используете ли Вы их в своей работе?
Решение кроссворда “Здоровье”.
1.Один из природных закаливающих факторов (вода).
2.Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
3.Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4.Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5.Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6.Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7.Вид спорта (альпинизм).
8.Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9.Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10.Спортивный инвентарь (коньки).
11.Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12.Вид активного отдыха (туризм).
13.Витаминный напиток (морс).
14.Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
Составление перспективного планирования по работе с семьей по форме ЗОЖ на месяц.
И в заключении семинара каждому педагогу раздаются цветки, где они должны написать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Жабаева Н. А. Здоровый образ жизни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/68440-seminar-praktikum-zdorovyj-obraz-zhizni (дата обращения: 22.12.2024)- Моя семья
- Патриотическое воспитание старших дошкольников в семье
- Актуальность театрализованной деятельности в ДОУ
- Условия организации сюжетно ролевых игр в детском саду
- Педагогический потенциал игрушки
- Безопасность детей дошкольного возраста
- Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников