Пространственные представления
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте
Дети с третьим уровнем речевого развития называют не только предметы, но и определяют их свойства: цвет, форму, величину. Но не затрудняются они в назывании действий, признаков, качеств и состояний, только хорошо знакомых им из жизненного опыта. Здесь также возникают трудности в определении пространства, времени.
В связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, интеграция работы особенно важна. Именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня медленнее и тяжелее овладевают пространственным восприятием, пространственными представлениями на уровне вербализации; пониманием и практическим использованием пространственных представлений на уровне собственного тела, чем их сверстники без речевой патологии.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Быкова А. Г. Пространственные представления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/69055-prostranstvennye-predstavleniya (дата обращения: 22.12.2024)- Россия – Родина моя
- Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок
- Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (от 4 до 7 лет)
- Как научить ребенка читать
- Дидактические игры для детей раннего возраста
- Развитие логического мышления у дошкольников
- Как воспитать ребенка счастливым
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4448 пользователей.
Отзывы