КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель МДОУ
«ЦРР-д/с № 7» г. Магнитогорска
Ковалик О.А.
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики и прежде всего – самоконтроля произвольного поведения
Опыт работы показывает, что основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Таким образом, коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.
Первое направление - ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок (утренней и вечерней). Двигательные упражнения проводятся в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
Игры-упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Педагог подробно объясняет правила и показывает каждое движение, затем играет вместе с детьми. В процессе усвоения правил и содержания игры дети действуют по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
-сформировать у родителей положительную направленность на организацию
эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.);
-способствовать активному использованию материалов тренинга в семейной практике (15 занятий - игровые упражнения различной направленности).
Как показывает практика, большинство родителей хорошо знают внешние проявления гиперактивности (высокая подвижность, возбудимость, невнимательность, рассеянность, неумение доводить начатое дело до конца). Что касается внутреннего мира ребенка, то многое в его поведении остается для родителей "скрытым" (тревожность, конфликтность, враждебность по отношению к сверстникам и др.). Более того, у некоторых родителей отсутствует потребность в поисках причин непонятного поведения своего ребенка. Чаще всего они говорят: "Мы мало уделяем ему внимания, так как много работаем, очень заняты" или "Он таким родился".
Рекомендации для родителей, воспитывающих гиперактивного ребенка:
- Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.
- Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые способствуют созданию напряженной обстановки и могут вызвать конфликтную ситуацию. Лучше переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как "нет", "нельзя", "прекрати" и т.п.
- Постоянно следите за своим поведением и речью, говорите спокойным голосом. Сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. Выражая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.
- Организация жизнедеятельности ребенка должна способствовать его спокойствию, при этом следует строго соблюдать режим дня.
- Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте положительные поступки и поощряйте его в разных видах деятельности, даже если результаты далеки от совершенства.
- Постарайтесь выделить для ребенка отдельную комнату или место для игровой деятельности, для выполнения физических упражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избегать ярких цветов и сложных композиций.
В воспитании гиперактивного ребенка нужны специальные знания, еще не укоренившиеся в сознании современных родителей. Современные родители - это родители, воспитанные поколением, необходимость поиска заработка, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению физического и психического их состояния, проявляется раздражительность, которая приводит к стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Ребенок попадает в полную зависимость от настроения, поведения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому таких родителей мы направляем на консультации к психологу и предлагаем поучаствовать в тренинге.
На тренинговых занятиях родители осваивают подвижные игры и игровые упражнения. Все участники распределяются на пары "взрослый-ребенок", где роль "ребенка" исполняет взрослый.
Набор игр и упражнений представлен тремя взаимосвязанными блоками.
Первый блок. Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности.
Второй блок. Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации.
Третий блок. Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов.
Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности:
"Кто больше соберет предметов". По всему залу (на площадке) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки ребенок и взрослый быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.
Варианты:
а) собрать предметы одного цвета;
б) собрать предметы заданной формы (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);
в) собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету).
"Будь внимательным". Взрослый показывает ребенку несколько упражнений:
- исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, в стороны;
- "юла" (поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);
- присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).
После показа двух-трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнении и повторить их по словесному описанию.
"Не теряй пару". Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга.
После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
"Собери пирамиду". Взрослый вместе с ребенком собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, голубого, белого, розового). Это образец. Слева и справа от пирамиды стоит по одному стержню и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.
Затем взрослый и ребенок встают у линии старта (расстояние до пирамиды 3-5 м). По сигналу "Начали!" каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца (как в образце). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.
"Не ошибись!" По кругу расставлены кегли разного цвета. За синей стоит ребенок, за красной - взрослый. Под музыку они выполняют произвольные движения, передвигаясь по залу. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
"Найди свой домик". По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом - взрослый, около него - красный кубик. По звуковому сигналу участники игры выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации:
Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимики, интонации.
Многие игры такого характера широко используются во время физкультминуток, динамических пауз, а также на занятиях по физической культуре и на прогулке.
"Воображение". Игра проводится с воображаемыми предметами.
Взрослый и ребенок имитируют парные действия: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами и т.д.
"Поиграй с пособием". Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.
Затем взрослый спрашивает: "Что еще может делать наш мяч?" Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.
Затем участники игры выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.
"Угадай, что я делаю". Pe6eнок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например, лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кто кого изобразил.
"Дружная пара". Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.
"Веселые хлопушки". Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения - хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10движений.
Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов:
Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.
"Kтo быстрее соберет предметы". На полу лежат два обруча, в одном - овощи, в другом - фрукты (муляжи). У каждого игрока в руках карточка с изображением четырех-пяти овощей и фруктов.
Взрослый и ребенок стоят на старте. По сигналу они бегут к обручам, берут те овощи и фрукты, которые изображены на их карточке, возвращаются назад и кладут в свой обруч (находящийся на линии старта). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Ребенок считает количество предметов, взрослый контролирует его.
"Преодолей полосу препятствий". Взрослый вместе с ребенком строит полосу препятствий из мягких модулей и пособий. Затем ребенок получает карточку, на которой эта полоса изображена схематично, рассматривает ее, запоминает последовательность расположения пособий и выполняет соответствующие действия. Например: ходьба по буму, спрыгивание в обруч, подлезание под дугами, прыжки на батуте (2-3 раза), ползание в гусенице (длина 2-3 м). Второй раз ребенок преодолевает полосу препятствий по памяти. Взрослый контролирует его действия.
"Назови дни недели". Взрослый высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели (один день - один бросок). Когда все дни недели будут названы, взрослый передает мяч ребенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. Если ребенок ошибается, то начинает упражнение с первого дня недели.
"Запомни и повтори". На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течение нескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: Сначала ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:
- Собери предметы, которые ты видел на карточке.
- Собери предметы в том порядке, в котором они были изображены на карточке.
"Покажи, что ты умеешь". Взрослый называет 5-7 различных пособий (гимнастическая стенка, мяч, обруч, скакалка, мягкий бум), ребенок должен запомнить их и выбрать из 10-15 карточек те, на которых изображены названные пособия. Взрослый помогает наводящими вопросами.
После того как ребенок правильно выберет карточки, он должен обыграть эти пособия, например, пройти по мягкому буму, прокатить мяч, прыгнуть через скакалку и т.д.
Коррекционно-развивающая работа помогает родителям лучше понять своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействие. Дети становятся более собранными и спокойными, у них повышается уровень самоконтроля.
Список литературы:
- Федотова А.А. – Коррекционная работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста. – 2007 год.
- Маркова Л.С. – построение коррекционной среды для дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2005 год.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ковалик О. А. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/70748-korrektsionno-razvivayushchaya-rabota-s-giperaktivnymi-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с ЗПР
- Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук как одного из средств развития коммуникативной функции
- Физкультурное развлечение
- Говорушки
- Речевая карусель
- Аяулы Ана
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4425 пользователей.
Отзывы