Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития
Необходимым компонентом готовности детей к школьному обучению является определенный запас знаний и представлений. Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольном возрасте, познавая окружающий их мир, общаясь со своими сверстниками и взрослыми. В процессе наблюдений и собственных практических действий постепенно они учатся различать и сравнивать предметы окружающего их мира, обобщать и классифицировать их, приобретают представления о размере, цвете и форме предметов, а также навыки измерения и счета, учатся ориентироваться во времени и пространстве, а позднее – постигают смысл операций сложения и вычитания.
Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также сниженная познавательная активность, характерные для детей с ЗПР, приводят к тому, что дошкольники пяти-шестилетнего возраста не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений, которыми владеют их успешно развивающиеся сверстники. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении математике в школе.
Следует отметить, что большинство шестилетних и особенно пятилетних детей с ЗПР не знают названия цифр. Некоторые дошкольники не смогли назвать ни одной цифры. В этом они также заметно уступают своим сверстникам.
Недостатки развития мелкой моторики дошкольников вызывают трудности при выполнении ими графических работ: они часто не могут соединить две точки прямой линией. Плохо рисуют, раскрашивают, плохо различают клетки, строчки. При этом ни быстро устают, движения их становятся недостаточно четкими и координированными, а почерк – либо размашистым, либо, наоборот, очень мелким; нарушается графический образ цифр. Чаще, чем в норме, у них встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.
На обучении математике не могут не сказаться такие особенности этих детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, пли плохом освещении, нечетком графическом изображении или когда объекты перечеркнуты либо закрывают друг друга.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Склонны они и просто механически заучивать материал, без его понимания и рационального применения на практике.
Все эти особенности дошкольников, имеющих некоторое отставание в развитии, вместе с недостаточностью их первоначальных математических знаний и представлений создают повышенные трудности в овладении ими математикой. Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению данного учебного предмета.
Основные направления коррекционно-развивающей работы базируется на принципе развивающего обучения, а также деятельностного подхода в обучении и воспитании. Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием предметно-практической деятельности детей, сюжетно-ролевой игры, продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Особое внимание на занятиях по математике обращается на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо.
Обобщая опыт работы подготовительной к школе группы МДОУ «ЦРР – Детский сад №7» по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР, мы выделили следующие основные положения, в соответствии с которыми строится коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими недостаточную готовность к усвоению математических знаний:
- восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности детей;
- пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих детей к восприятию нового;
- дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане;
- формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления – при изучении основных математических понятий и отношений;
- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков: активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
- обогащение словаря и развитие связной речи (умение рассказать о своих практических действиях, объяснить решение, сделать необходимый вывод);
- развитие мелкой моторики;
- развитие графических и измерительных навыков;
- воспитание интереса к занятиям математикой.
Особое внимание уделяется такому разделу математической подготовки дошкольников, как обучение письму цифр. Слабая моторика пальцев рук, зрительные и пространственные нарушения, быстрая утомляемость, характерные для пяти-шестилетних детей, отстающих в развитии, затрудняют этот процесс. Для развития тонкой моторики кистей и пальцев рук с этими детьми рекомендуется ежедневно проводить пальцевую гимнастику в виде упражнений, которые включают движения в игровой форме – со стихами, песенками, потешками, имитацией движений животных и т.д. Кроме того, детям полезно давать катать пальчиками деревянные шарики разного диаметра, собирать и разбирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую пуговицы, карандаши, камешки; конструировать из палочек несложные объекты, выкладывать узоры из мозаики, а также использовать лепку, плетение, плавное вырезание из бумаги. Эффективны упражнения. Подготавливающие руку к письму цифр: рисование радуги, клубов дыма, чешуек рыб, лабиринтов, дорисовывание недостающих деталей предметов, обводка лекал, заштриховывание и раскрашивание. Отдельным детям можно предложить индивидуальные задания, укрепляющие мышцы пальцев: разминание пластилина и глины, запускание волчков, перебирание крупы, нанизывание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, закручивание крышей, шнуровку и т.д. Упражнения следует подбирать с учетом возрастных особенностей детей, а также характера их деятельности на занятии. Стараться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, непринужденно, чтобы они приносили ему радость, удовольствие. Например, упражнения в проведении безотрывных линий можно провести в виде игр: «Помоги белочке добраться до орехов», «Попади мячом в ворота», «Отведи машину в гараж».
Подготовка к письму цифр включает несколько этапов.
- Выполнение узоров и рисунков, обводка клеток тетради, раскрашивание, штриховка фигур и узоров.
- Разбор состава цифры (из каких элементов состоит цифра). Например, цифра 4 состоит из трех элементов – трех палочек, а цифра 3 – из двух правых полуовалов, верхний из которых немного меньше нижнего.
- Написание отдельных элементов цифр.
- Рассматривание крупно выполненного образца цифры.
- Показ образца написания цифры с подробным комментированием. Проиллюстрируем это на примере цифры 4: «Ставлю ручку немного правее середины верхней стороны клетки и веду ее под наклоном к середине. Затем, не отрывая ручки от бумаги, поворачиваю и веду вправо до правой стороны клетки. Отрывая ручку, ставлю ее немного ниже правого верхнего угла клетки и веду палочку под наклоном к нижней стороне клетки.
- Обводка модели цифры (указкой, пальцем).
- Письмо цифры в воздухе.
- Обводка цифры, напечатанной пунктиром.
- Письмо двух-трех пробных цифр. Ребенок пишет две-три цифры, они сравниваются с эталоном и отмечаются те элементы, которые расходятся с эталоном. Письмо этих элементов еще раз проговаривается.
- Письмо целой строчки изучаемой цифры. После этого желательно подчеркнуть или обвести самые красивые цифры.
Анализ результатов к концу второго года обучения показал эффективность работы, что подтверждено следующими показателями:
- восполняются пробелы в математическом развитии детей, накапливается опыт действий с предметами, формируются основные математические понятия;
- у детей расширяется и обогащается сенсорный опыт, развивается мышление и речь, увеличивается объем пространственных и временных представлений, улучшается тонкая моторика кистей и пальцев рук;
- вырабатывается умение свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Корней Е. В. Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/72916-statya-razvitie-matematicheskikh-predstavlenij-u-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya (дата обращения: 14.11.2024)- Зимующие птицы
- Ребенок и компьютер
- Использование методов проекта в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ
- Финансовая грамотность с детьми
- Комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных групп звуков по Архиповой
- Рабочая программа для второй младшей группы
- Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14879 пользователей.
Отзывы