Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук
Консультация для родителей.
Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.
Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Уважаемые родители, помните:
- Звук– мы слышим и произносим.
- Буквы мы пишем и читаем.
- Звукибывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. На занятиях мы обращаем внимание на положение языка, зуб и губ при произношении согласных звуков, ведь именно от их положения зависит их произношение. А лучше понять и запомнить ребенку и вам поможет зеркальце.
Работу по звуковому анализу начните с гласных звуков. Так как основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Вначале с помощью картинок объясните ребенку, что такое звук: девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А], самолет летит: «У» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. С помощью зеркала ребенок сможет увидеть артикуляцию гласных звуков: [А] - ротик широко поет, [О] - ротик высоко поет, [У] - губки вытянуты в трубочку, [И] - губки улыбаются, [Ы] - слегка приоткрылись, [Э] - спинку языка показывают. А теперь поиграйте:
- Упражнение «Сломанное радио» - попробуйте с вытянутыми губками произнести звук [А] или какой-то другой гласный звук перед зеркалом. Так поэкспериментируйте с другими гласными звуками. Зеркало поможет в сознании ребенка «сфотографировать» образ артикуляции звука. А мы знаем, что лучше запоминается то, что мы увидели.
- Упражнение «Больное горлышко» - покажите без голоса артикуляцию звука, а ребенок пусть голосом назовёт его. Так ребенок усвоит, что гласный звук произносим с помощью голоса.
- Игра «Спасатели» - можно взять любую игрушку (животное, динозавр). На листе нарисуйте рожицы звуков с их артикуляцией. Предложите ребёнку ладошкой закрыть тот звук, который хочет съесть животное. Увидите, что нужна тренировка, а игра пройдет весело.
Затем научите ребенка вычленять гласные звуки в начале слов
Какие слова можно предложить ребенку для анализа?
[А] – Алеша, астры, август; [О] – облако, ослик, осень, окна; [У] – улица, утка, улей, удочка; [И] – инструменты, игрушки, игла, ива, иней.
Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] – ваза, лиса, река; [О] – окно, ведро, седло; [У] – кенгуру, качу, верчу, гляжу; [И] – коньки, васильки, петухи.
Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех – четырех звуков: [А] – мак, кран, шарф; [О] – кот, слон, мост; [У] – дуб, труд, куст; [И] – пир, приз, бинт.
При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова – середина слова – конец слова. Для схемы можно использовать простую полоску бумаги, разделенную на три квадрата, которые обозначают место звука в начале, середине и в конце слова. Ребенку объясните, что звуки дружат со словами. Это схема слова, где звук может, например, спрятаться от игрушки в начале (первый квадрат), в середине (Второй квадрат) и в конце (третий квадрат) слова. Выполняя данную работу, проводите пальчиком по схеме и задержите его в нужном квадратике. Так ребенок зрительно зафиксирует результат. Работая со схемой, вы сможете заметить, что работа с гласным звуком только кажется легкой, чем есть на самом деле.
Как помочь ребенку научиться различать звуки от букв поможет следующая сказка.
Сказка о звуках и буквах.
Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, Ы – самый упрямый. (При произношении этих звуков фиксируйте внимание детей на положении губ. Нарисуйте рожицы, повторяющие артикуляцию звуков: звук "А" (широко открытый рот) - круг, звук "О" - овал, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "И" - половинка овала.
Голоса звуков звучали красиво и звонко. Ходили звуки по свету и голосисто пели свои песенки. За это их назвали гласными звуками и подарили одежду красного цвета. Они пели по – одному, парами и втроём.
Но однажды звуки задумались.
- У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.
- Белки живут в дупле, - сказал звук «А».
- У медведя есть берлога, - говорит звук «И»
- Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».
Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.
«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.
Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.
Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.
Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ильина Е. Н. Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/76634-konsultatsiya (дата обращения: 14.11.2024)- Подвижные игры для детей подготовительной группы на прогулке
- Сюжетно ролевые подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
- Перспективный план по взаимодействию с родителями
- Рабочая программа социального педагога ДОУ
- Бала болашағының негізі-ұлттық тәрбиеде
- Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей
- Рабочая программа «БОС – Здоровье» по оздоровительной дыхательной гимнастике с использованием метода БОС для групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР