Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку – рассматривание и описание игрушек.
Сюжетным рассказом называется передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.
Сюжетные рассказы по игрушкам делятся на:
– рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
– рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
Приемы обучения рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
Выделены следующие приемы обучения детей в старшей группе рассказыванию:
– образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение того или иного события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа чаще всего используется на начальных этапах обучения и нацелен на подражание и заимствование детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, объем монолога, его структуру и последовательность, облегчает подбор лексики, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. По образцу наглядно можно увидеть примерный результат, которого должны достичь дети. Поэтому для него характерны: краткость, доступность, интересное содержание и форма, живость, выразительность. Воспроизведение образца должно быть четким, достаточно громким, в умеренном темпе. Образец должен представлять собой воспитательную ценность [5].
– частичный образец – разновидность образца рассказа используется, заключается в использовании начала или конца рассказа. Благодаря использованию данного приема облегчается задача самостоятельного создания детьми текста. Такой прием подходит при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
– план рассказа содержит 2 – 3 вопроса, которые определяют его содержание и последовательность. Сначала план рассказа применяется параллельно с образцом, а потом становится ведущим приемом обучения. Во всех видах рассказывания можно использовать план рассказа. Также этот прием целесообразно использовать при описании игрушек, предметов, он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Если используется рассказывание из опыта, то вопросы в качестве плана помогают вспомнить и воспроизвести события в нужном порядке.
Дети старшей группы могут отклоняться от плана, задача воспитателя – постепенно приучить детей к определенной последовательности в рассказе, обращая внимание на нарушение логики, неполноту рассказа [5].
– коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Суть заключается в том, что воспитатель или кто-то из детей начинают предложения, а все остальные их продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания, складывая из них целостный рассказ. Затем воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, после этого дети должны повторить рассказ. Этот прием ценен тем, что позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
– составление рассказа по частям – по своей сути является разновидностью коллективного рассказывания. Но здесь каждый из рассказчиков придумывает часть текста.
Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»).
Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Дети описывают игрушки по вопросам педагога. Законченный рассказ малыши, как правило, не дают, их высказывания состоят из отдельных фраз, поэтому педагог своими вопросами объединяет отрывочные детские фразы или слова в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот, рассказ является, образцом.
Понемногу малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитателю важно самому широко использовать рассказы: составлять рассказ по игрушке или читать художественные произведения. Для этой цели хорошо подходят загадки, народные потешки, прибаутки. Применение разнообразных литературных вставок очень оживляет занятие, приводит к повышению эмоционального настроя, воспитывает образность речи.
После того как дети достаточно хорошо научатся составлять описательный рассказ, целесообразно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Воспитатель, задавая вопросы помогает выстроить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: Кого девочка могла встретить в лесу? Что с ней могло случиться в лесу? Что принесла в корзине из леса?
Также используется рассказ-образец педагога. Обычно образец дети копируют, поэтому его следует давать на каждом занятии. Задача образца состоит не только в том, чтобы составить сюжетную линию, также он является примером речевых конструкций. Например, в рассказ разумно вводить прямую речь, небольшие описания, образные выражения.
Приведем пример рассказа-образца, составленного воспитателем: «Летом Паша жил в деревне у дедушки. Он пошел в лес. Вдруг видит – бежит ежик. Он хотел его в корзиночку положить и отнести домой, но раздумал. Решил «ежику в лесу лучше, пусть он там живет»,– и пошел дальше.
Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей:
Первая часть – рассматривание игрушек;
Вторая часть – составление рассказов.
Первая часть нацелена на ознакомление детей с игрушками, составление небольшого описания каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Сегодня мы придумаем рассказ про мишку и лисичку»). Должен быть составлен короткий план и образец рассказа.
В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. Последний вид рассказывания вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы. К сожалению, рассказывание по игрушкам не всегда находит отражение в работе воспитателей, хотя дети эти занятия очень любят; Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием.
Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Большие требования предъявляются к детской речи. Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т. д.). Они не сразу дают полное описание. Педагог предлагает детям дополнить рассказ или делает это сам, давая образец описания.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы. Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребенка от излишней детализации, возвращать к сюжетной, линии, если ребенок отошел от нее; своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ.
Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в ее доме мышка себе норку устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, и не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка, погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела его кошка схватить. Да не тут-то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек.
Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса» и т. д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае если в нем есть необходимость. (Он может быть дан и в середине занятия.)
Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.
Развивать связную живую, яркую речь помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Построение спектаклей основано на элементарной детской импровизации. До начала спектакля воспитатель немного беседует с группой детей, вносит предложение придумать «историю» про эти игрушки и поведать ее сначала своим товарищам, а потом малышам. Подбор тематики может быть разнообразным от реалистичных тем до совершенно фантастических: «Что случилось с жирафом в зоопарке?», «Рождественский вечер в магазине игрушек» и т.д.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Соловьева Е. Е. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/78304-metodika-obucheniya-syuzhetnomu-rasskazyvaniyu-ob-igrushkakh (дата обращения: 15.11.2024)- Творческие способности старших дошкольников
- Правила пожарной безопасности
- Особенности восприятия художественных произведений ребенком дошкольного возраста
- Игровые технологии как средство формирования самостоятельности и инициативности дошкольников
- Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
- Картографические схемы по формированию умений и навыков связной речи у дошкольников с ТНР
- Игра – основной вид деятельности детей 3-4 лет