ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ФОРМ И МЕТОДОВ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
Дифференцированный подход обучения – это форма организация процесса, при котором максимально учитывается возможности и запросы каждого воспитанника или отдельных групп дошкольников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально - психологических особенностей.
Только опираясь на мониторинг можно осуществить дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях. Знания выявляем с помощью: тестов в рабочих тетрадях, квест- играх, викторин, творческих работ, акций.
Нет ни одного ребёнка, идентичного другому. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свои индивидуальные способности, темперамент, интеллект, память, внимания, восприятия, особенности мышления, развития речи ,мелкой моторики.
Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Поэтому: требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – традиционно. Необходимость в нем очевидна. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация - это создание оптимальных условий для развития и обучения каждого. Дифференцированный подход - это способность научить всех! В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития. Уровень актуального развития ребенка – то, что ребенок в силе сделать сейчас самостоятельно. Зона ближайшего развития ребенка – то, что ребенок делает с помощью взрослого, но завтра сможет сделать самостоятельно.
Я в свою работу по экологическому воспитанию строю на основе ведущих дидактических принципов и анализа и склонностей дошкольников. Внедряю технологии обучения в одной группе детей с разными творческими способностями. И именно это является положительным фактором к созданию наиболее благоприятных условий для развития личности ребёнка, его индивидуальности. При таком подходе, например, у одного ребенка, плохо ориентированного к процессу обучения, появилась мотивация работать на занятиях, концентрируя внимание, чтобы не подвести своих друзей в соревновании, а его друг помогает выполнить задание. Итак, сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
На занятиях дети работают смешанными группами, и мальчики и девочки, а вот при работе по высадке тюльпанов мальчикам даю задание сделать лунки, а девочки сажают в эти лунки луковицы, при этом мальчики помогают девочкам. Так я осуществляю гендерное воспитание.
При осуществлении труда на участке воспитанников можно поделить по уровню здоровья. Ребенок с ослабленным зрением всегда находится в поле моего зрения, не выполняет работу при проведении трудового десанта, связанную с наклонами, на экскурсии я всегда держу за руку. Дети, которые пришли со справкой, после болезни, тоже находятся в поле моего зрения, нагрузку на занятиях, в играх стараюсь уменьшить.
Стараюсь не допускать чрезмерных перегрузок, учитываю быструю утомляемость детей данного возраста, обеспечиваю на занятиях, прогулках состояние комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости», направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья. Исключить психотравмирующие факторы помогает наличие релаксационных упражнений, нетрадиционных способов организации занятий: экологические сказки, игра, экскурсия в природу, экологическая тропа, эксперимент, посещение музея, дидактические игры, занятия доброты.
В работе по экологическому воспитанию активно помогают родители. В высадке деревьев и посадке цветов ,изготовление кормушек и скворечников.
С этой целью на занятиях используются активные и интерактивные методы обучения. Находясь в постоянном взаимодействии с детьми, в режиме беседы, диалога не только с воспитателем, но и друг с другом, и даже на доминирование роли воспитанника в ходе занятия пытаюсь направить деятельность воспитанников на достижение целей занятия. Поиск форм, методов и приемов разрешения возникающих проблем позволил мне выстроить педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальную траекторию в обучении.
Учитывая психологические особенности детей, когда основным способом познания мира является игра, я ставлю следующие задачи:
1. Развитие любопытства и любознательности;
2. Формирование умений внимательно слушать, делать анализ, вступать в диалог или дискуссию;
3. Расширение кругозора воспитанников. Существуют определённые этапы усвоения знаний.
На первом этапе это приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы и обучение основам самостоятельной деятельности.
Систематически в повседневной жизни провожу наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка, поэтому очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Мое общение с детьми носит познавательную окраску: я задают четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, реагирую на каждое сообщение. И самое главное - хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую на дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаю познавательным общением, развиваю в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Дети приобретают определённый набор знаний, умений, навыков. Используя этот жизненный опыт, можно создавать условия для осознанного получения нового социального опыта, способствовать развитию умения учиться.
Следующим этапом работы является самостоятельное выполнение заданий, как самостоятельных так и с помощью педагога. На занятии «Опыты с водой» выполнение заданий носит исследовательский и творческий характер, направленный на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы, анаграммы и таблицы. На занятии «Круговорот воды в природе» продолжила раскрывать некоторые факторы воздействия неживой природы на живые организмы, как зависит мир живой природы от воды.
Для их решения использую такие формы деятельности, как, экскурсии, занятия в форме квест - игр, КВН, викторин. Каждый раз я ставлю перед собой основной целью заинтересовать дошкольников.
Вот перечень вопросов, которые я обычно задаю в конце занятия.
Метод рефлексии.
Что нового узнали?
Для чего вам могут пригодиться эти знания?
Достигли ли мы того, что планировали сделать?
Какие трудности возникли?
Удалось ли нам их преодолеть?
Что нам нужно сделать, чтоб они не возникли?
Что получилось? Что понравилось?
Осталось ли что-нибудь непонятным?
Такие вопросы способствуют формированию у воспитанников критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
- Проведение экологических праздников
- Наблюдения на прогулках
- Занятия
- Календари природы
- Работа с родителями
- Игровая деятельность
- Музыкальная деятельность
- Труд в уголке природы
- Организация исследовательской деятельности
- Экскурсии в природу
- Художественная деятельность
Словесные методы:
- рассказы воспитателя,
- беседы
- художественная литература
Занятия по экологии бывают:
- занятия-наблюдения за животными и растениями;
- занятия по классификации представлений о природе;
- занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
- занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
- занятия-исследования;
- занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
- комплексные занятия.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мамайкина Ю. Ф. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ФОРМ И МЕТОДОВ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/82473-differentsirovannyj-podkhod-k-vyboru-form-i-metodov-v-realizatsii-nepreryvnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.11.2024)- Консультация для педагогов по инклюзивному образованию (при патологии детей с нарушением зрения
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
- План
- Конструирование из природного материала с детьми старшего дошкольного возраста
- Планирование воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС ДО
- Тайна моего имени
- Влияние родительских установок на развитие детей