Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО
«Квест - технология и опыт ее применения
в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»
Островская Татьяна Николаевна,
старший воспитатель
МКДОУ детского сада «Подснежник»
пгт Подосиновец
«В карете прошлого никуда не уедешь…»
М. Горький
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Для воспитателей важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн.др. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у детей и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. И сегодня я представляю опыт использования данной технологии, а именно квест-технологию.
Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия. Все мы знаем, что наиболее творческими людьми являются педагоги, и, конечно же, они одними из первых взяли на вооружение эту технологию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью этой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Преимущество, данной формы организации деятельности детей в том, что в ходе Квеста, у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Виды квест-игры (слайды)
1. Квесты по числу участников:
1. Одиночные,
2. Групповые.
2. По продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные.
3. По содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
4. По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
5. По форме проведения: Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.
6. Задания для квестов.
1. Поиск «сокровищ».
2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
3. Помощь героям.
4. Путешествие.
5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
Как проходят квесты в детском саду?
Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, расчитать количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры
Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда учреждения всегда мобильна. При формировании предметно-развивающей среды по содержанию квеста: педагоги учитывают, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать. Можно сказать, что предметно – развивающая среда стала первым шагом к достижению поставленной цели - для проведения всех Квестов использовались групповые помещения, коридоры, музыкальный и спортивный залы. Замечательно то, что квесты могут проводиться и на природе, то есть практически в любой обстановке.
В нашем детском саду квесты проводятся чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута мы используем разные варианты:
¾ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
¾ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
¾ Карта (схематическое изображение маршрута);
¾ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
¾ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Сценарий игры
Ход игры: Уважаемые коллеги, сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квесте и отправиться на поиски развивающей предметно-пространственной среды для современного ребёнка. Дорогие друзья, теперь Вы команда. Вам предстоит пройти ряд испытаний. Для этого следует работать сплоченной командой и дружным коллективом. В процессе вы должны выполнять пошаговые инструкции и задания, чтобы узнать одно из высказываний Марии Монтессори. Наградой для всех участников игры станет получение знаний, которые вы сможете применить на практике.
Для того, чтобы справиться со всеми заданиями, которые мы для вас приготовили вы будете двигаться согласно схемам-маршрутам.
Они включают в себя:
- экскурсию по детскому саду «На поиски интересных педагогических идей в создании развивающей среды» (Презентация групповых помещений).
-встречу с мудрецами. (Наши воспитатели и специалисты презентуют свои интересные находки для оснащения среды, презентуют дидактические пособия);
- выполнение заданий;
- подведение итогов. Рефлексию.
На каждом этапе квест-путешествия участники получают карточку с определенными словами, из которых в конце испытания будет предложено составить изречение М. Монтессори: «Будьте активны в подготовке сред. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним»
Все команды возвращаются в зал, собирают фразу М. Монтессори, подводятся итоги.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Островская Т. Н. Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/82664-kvest-tekhnologiya-i-opyt-ee-primeneniya-v-obrazovatelnom-protsesse-dou-pri-realizatsii-trebovanij-fgos-do (дата обращения: 22.11.2024)- Звуковая улитка
- Моя семья – моя опора
- 10 пальчиковых игр, если вы в дороге
- Миссия МДОУ Детский сад Колокольчик
- Логическая цепочка
- В стране дорожных знаков
- Развитие любознательности у детей 5-6 лет
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3798 пользователей.
Отзывы