Нравственное воспитание в быту в повседневной жизни
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Следовательно, главная задача нравственного воспитания сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности – мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Психология учит, что мотивы нравственного поведения формируются в процессе непосредственной деятельности ребенка, в его повседневном общении со взрослыми и сверстниками, в тех живых, реальных взаимоотношениях, которые естественно складываются между ребенком и окружающими. В этом процессе повседневной жизни и общения с людьми у ребенка складывается определенный опыт поступков и их оценок. Поступки всегда так или иначе мотивированы, направлены на какую-то цель, а потому связаны с определенными чувствами – радости или неудовольствия; бесстрастных поступков нет. Одобрение вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия своего поведения тем требованиям, которые ему предъявляют осуждение взрослых, их недовольство поведением ребенка, вызывает у него неприятные переживания, иногда очень тягостные, хотя взрослому кажется, что ребенок равнодушен, что на него ничто не действует.Воспитание детей дошкольного возраста, осуществляемое в общественных учреждениях, строится на важнейших принципах дошкольной педагогики обеспечивающих успешное развитие детей. Содержащиеся в программе задачи нравственного воспитания определяют требования к детям, начиная с самого раннего возраста до ухода в школу.Младшие дошкольники еще во многом похожи на детей, предшествующей ступени, но вместе с тем у них появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. Пока дети еще во многом зависимы от взрослого это обусловлено отсутствием у малышей навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Детей младшего дошкольного возраста учат устанавливать контакт в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Начиная с младшего возраста педагог воспитывает у детей умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки. При воспитании добрых чувств и отношением к окружающим людям, очень важно, что бы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу. У детей воспитывают любовь к близким, желание сделать им, что то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми, проявлении ребенком добрых чувств к окружающим. Воспитатель учит каждого ребенка быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться плохих поступков. Все эти качества прививаются постепенно, ежедневно. Воспитатель учит детей положительным формам общения, подсказывает: «Сашенька, подвинь, пожалуйста, Марине поближе тарелку с хлебом, ей так, легче достать его. Педагог замечает малейшее проявление внимание детей друг к другу, чтобы поудить остальных ребят к подобным действиям: «Какой внимательный Сережа. Он увидел, что у Лены упал шарф, поднял его и отдал своей подружке». Очень важно ежедневно ставить задачи по закреплению навыков культурного поведения у каждого ребенка. Жизнь детей в общественных учреждениях создает благоприятные условия для совместных игр, занятий и трудовой деятельности, в процессе которых у детей воспитывается желание и умение совместными усилиями достигать поставленных целей. Во время творческих игр, игр с строительным материалом дети учатся вежливо и приветливо разговаривать друг с другом, считаться с мнением других, проявлять отзывчивость, защищать слабых, воспитатели учат помогать друг другу – у детей возникают дружеские отношения. Особое значение в воспитании нравственных качеств имеют подвижные игры. Большая роль в них принадлежит правилам. Выполняя правила, ребенок приучается согласовывать свои действия с действиями других детей. Подвижные игры воспитывают у детей выдержку, волю, честность. Дети в своих играх отражают труд взрослых, например: девочки во время игры в семью стирают. Для воспитания трудолюбия и самостоятельности у детей большое значение имеют наблюдения за коллективным трудом взрослых.Кроме ознакомления с трудом взрослых важное значение приобретает разнообразный труд самого ребенка. Важно при этом учить их все делать тщательно: постирать вещь так, чтобы она была чистой. В труде у детей воспитываются такие качества, как добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувства коллективизма во время коллективного труда.Дежурство наиболее доступная форма труда формируют у детей чувства ответственности, закрепляет заботливое отношение и желание трудиться на пользу окружающим. Труд в природе приучает детей к ответственному выполнению своих обязанностей, ведь если они забудут проявить заботу о живом существе, оно может погибнуть. У детей вырастают важные начала развивающегося гуманизма. Проявляясь в малом, они помогают перестраивать личность, предупреждают возникновение равнодушия, пробуждают любознательность, инициативу. Непосредственно образовательная деятельность проводимые в соответствии с «Программой воспитания в д/с», соответствуют развитие таких важных нравственных качеств, как организованность поведения, целенаправленность, настойчивость в достижении результата, готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствия, а так же формированию скромности.При чтении литературных произведений перед детьми ставятся вопросы: выделить положительных и отрицательных персонажей, их поступки. Дети учатся мотивировать свое отношение к героям произведения. В непосредственной деятельности по развитию речи дети учатся понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Через художественные произведения у детей воспитывается честность, смелость, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения, В художественной деятельности требующих оценки результатов работы важно, чтобы дети проявляли внимание друг к другу, учились помогать советом, радовались успехам других, огорчались их неудачам.Через художественные произведения детям прививают любовь к Родине, родному краю, к Российской Армии. Ознакомление с родной страной складывается из знакомства с ближайшим окружением детского сада и за его пределами. С детьми проводятся экскурсии, детей знакомят с природой родного края(река, парк, лес), улицам города, села, общественных зданий, с памятниками героям солдатам. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе знакомства с главным городом нашей страны – Москвой.Рассматривая иллюстрации, слушая чтение художественных произведений, дети узнают и запоминают, что Москва – самый большой и самый главный город нашей страны. В Москве есть Красная площадь, Кремль, Мавзолей В.И. Ленина. Индивидуальные беседы, рассматривание картинок, составление небольших рассказов с помощью воспитателя развивает умение детей выражать в речи свое отношение к трудящимся людям, к своей стране. Важно в эти годы укреплять в душе ребенка любовь к родному дому, к родным людям, о доброжелательном отношении и интересам других народов. Знание о родной стране включает также сведения о республиках нашей страны. Эти знания являются основой воспитания интереса и доброжелательности детей к другим национальностям. Воспитывая интерес и любовь к Российской Армии детям дают знания о том, как наши солдаты охраняют границы нашей Родины, узнают о их смелости и героизме. Большую воспитательную ценность имеют встречи с солдатами, пограничниками, работниками полиции. Такие встречи не только обогащают детей знаниями о Российской Армии, но и развивают интерес к ней, восхищение смелости и отваги солдат. В процессе воспитания необходимо сочетать объяснения детям нравственного смысла различных действий, событий, соотношений с такой организацией их жизни, которая давала бы им возможность повседневно упражняться в нравственных поступках, приобретать положительный моральный опыт. Нравственная направленность, которая придается детской деятельности, создает предпосылки для успешного развития ценных нравственных качеств: целеустремленности, дружеского отношения к сверстникам, трудолюбия и др. Нравственное развитие ребенка дошкольника осуществляется тем более успешнее, чем теснее контакты между детским садом и семьей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Солодкова Л. И. Нравственное воспитание в быту в повседневной жизни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/83304-doklad-na-temu-nravstvennoe-vospitanie-v-bytu-v-povsednevnoj-zhizni (дата обращения: 23.12.2024)- Труд народов Кузбасса
- ЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
- Фрагмент комплексного планирования содержания психолого-педагогической работы в средней группе на летний оздоровительный период
- Особенности развития речи и математических представлений детей с ЗПР
- Фольклорное развлечение для малышей - новичков
- Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста
- Значение пальчиковых игр в развитии речи детей
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7430 пользователей.
Отзывы