Организация работы по развитию коммуникативных навыков посредством образовательной ситуации в младшей группе ДОО
Организация работы по развитию коммуникативных навыков посредством образовательной ситуации в младшей группе ДООИсходя из целей и задач исследования, а также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, провели формирующий эксперимент.Цель: выявить влияние образовательной ситуации на развитие коммуникативных навыков у дошкольников 3-4 лет.При проведении формирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:• Продумать образовательные ситуации для развития у детей младшего дошкольного возраста коммуникативных навыков.• Организовать образовательные ситуации с целью овладения детьми 3-4 лет умением общаться.Пример: «Что мешает задвинуть ящик или выдвинуть?»Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников, закреплять умение выслушивать сверстника, не перебивая его; умение отвечать на вопросы; побуждать детей искать и устранять причину, мешающую им действовать; учить видеть реальную последовательность событий.Алгоритм проведения образовательной ситуации.1. Создали реально-практическую ситуацию: ящик не выдвигается.2. Выслушивали предположения детей, по какой причине ящик не выдвигается.3. Направляли детей на поиск решения проблемы, которая помогает приобрести новый опыт.4. Совместный анализ результатов.Предлагалось несколько примеров образовательных ситуаций для младшего возраста.Детям предлагалось установить причину того, почему ящик не выдвигается. Дети называли возможные причины. Например, возможно застряла одежда или сломался ящик. Кирилл Т. предположил, что что-то мешает ему двигаться, наверное, игрушка. После каждого предположения ребенка пробовали разобраться в причине неудачи и решить проблему. Обязательным условием было проговаривание каждого действия.«Оденем куклу на прогулку»Цель: закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, способствовать более активному общению детей.Ход образовательной ситуации: детям предлагалось одеть куклу (обращаем внимание детей на куклу, с которой недавно они играли). Уточняли, что на улице холодная погода, поэтому необходимо подобрать соответствующую одежду. Дети одевали своих кукол, поясняя, что и зачем они одевают. Обращали внимание детей на то, чтобы одевая куклу, соблюдали последовательность.Например, Вера К.говорила: «Я надену сначала курточку, потом шапочку, а затем сапожки». Гриша О.: «Я надену много одежды, раз холодно – свитер, брюки, варежки, шапку. Нужно не забыть ботинки и куртку». Не всегда ответы детей были правильными, но после повторных действий (2-3 раза, ошибок в ответах детей стало меньше.«Наводим чистоту в комнате»Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников, умение вступать в общение с окружающими, выражать свои мысли вербально.Ход образовательной ситуации: С помощью куклы Кати предложили детям всем вместе навести порядок в групповой комнате.Детям предлагались вопросы: «Кто возьмет пылесос? Кто тряпку? Вера К., скажи, что ты хочешь сделать для куклы? «Что нужно взять для того, чтобы вымыть пол?» Организовывали ситуацию таким образом, чтобы дети обращались друг к другу с просьбой. Например, Ратмир Н. попроси Пашу Л. сходить за тряпкой, а Ярослава Д. вытереть пыль. Таким образом, способствовали более активному общению детей между собой. Детей поощряли за правильно высказанную просьбу.«Мы открываем магазин»Цель: продолжать учить вступать в общение с окружающими, сверстниками и взрослыми.Ход образовательной ситуации: предложили детям открыть магазин, где кукла Даша будет продавцом. В магазине должно быть два отдела – для мальчиков и для девочек (картинки с изображением улыбающихся мальчиков и девочек).На складе много разных товаров: одежда, игрушки, инструменты, но Даша не знает, как их правильно распределить. Детям предложили помочь ей подготовить магазин к открытию? Подумайте, что мы выберем для мальчиков, а что для девочек.Кукла Даша делает неправильный выбор, помещает кукольную одежду в отдел для мальчиков. Предлагаем детям назвать ошибки куклы Даши. Дети отвечали следующим образом.Ратмир: одежду для куклы Даши в отдел для девочек.Вера: инструменты такие, как у папы в отдел для мальчиков. Предложили детям разделить игрушки по двум коробкам.Дети проговаривали свои действия. Сначала дети перебивали друг друга, выкрикивали ответы, но постепенно научились выслушать сверстника до конца.«День рождения куклы Полины»Цель: вызвать у детей желание общаться со сверстниками; развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей,Ход образовательной ситуации: во время беседы о праздниках выясняем что, день рождения самый любимый и долгожданный праздник. Этот праздник любит и кукла Полина. Детям предложили выбрать подарки и сюрпризы для куклы.Олеся В., Аня К., Нина Г. посоветовали на день рождения одеться в красивые платья и костюмы. Гриша О. предложил подарить кукле Полине цветы, аргументируя это тем, что она девочка. Оля П.: «Я решила подарить бусы и кольцо, чтобы кукла была красивая».Предложили детям вспомнить правила поведения в гостях. Аня К., Оля П. и Паша Л. Сказали, что когда приходишь в гости необходимо здороваться, не баловаться. Ярославу и Кириллу сначала было трудно отвечать на вопросы полным ответом, но после повторного проговаривания у них это получилось.«Как можно узнать настроение человека»Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.Ход образовательной ситуации: С целью предупреждения конфликтов и воспитания доброжелательного отношения к сверстникам детям предложили определить настроение человека по картинкам. Ответы детей получились самыми разнообразными. Вера сказала, что по улыбке. Паша сказал, что если настроение хорошее, то человек улыбается и добрый. Кирилл Т. добавил, что настроение можно узнать по лицу, если плачет, то он грустит. А Аня К. рассказала, что человек может улыбаться, как солнышко или быть похожим на тучу, значит грустный. Ярослав, сказал, что мой друг Саша не дал мне машинку, и, я заплакал. Предложили детям помириться с помощью считалочки. Проговорили с детьми знакомые считалочкиТаким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение взаимодействовать друг с другом в различной деятельности, решать конфликтные ситуации, ценить дружбу, быть вежливыми и приветливыми друг с другом, преодолевать трудности общения посредством образовательных ситуаций.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гладких М. В. Организация работы по развитию коммуникативных навыков посредством образовательной ситуации в младшей группе ДОО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/84352-organizatsiya-raboty-po-razvitiyu-kommunikativnykh-navykov-posredstvom-obrazovatel-noj-situatsii-v-mladshej-gruppe-doo (дата обращения: 21.11.2024)- Весна
- Что? Где? Когда
- Использование новых техник в речевом развитии дошкольников
- Отчёт о проведении весеннего декадника безопасности дорожного движения «Безопасная дорога» в МБДОУ д/с № 28 Рябинушка
- Моя малая родина. Дидактические и развивающие игры
- Компьютер для дошкольника: зло или добро
- Формирование любознательности в дошкольном возрасте