Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте
Главным показателем готовности ребёнка к общению с людьми, которые его окружают, являются сформированные коммуникативные навыки, развитие которых является одним из основных направлений в работе современных ДОО.
Коммуникативные навыки – важные элементы развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и социальные взаимоотношения людей.
Общение – весьма существенная составная часть, от которой зависит успешность любого человека. Для этого необходимо, чтобы дети дружно играли друг с другом и в группе детей, как можно раньше научились общаться с людьми, которые их окружают и гармонично развивались. Ведь чем старше становится ребёнок, тем значительнее для него взаимоотношения с ровесниками.
Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.
Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:
- желание взаимодействия с окружающими людьми;
- знание норм и правил поведения;
- восприятие социальных ролей в обществе;
- умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
- разрешение любых конфликтов в общении.
От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.
При развитии коммуникативных навыкову ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:
- интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
- у ребенка должны быть партнеры для общения;
- ребенку надо давать время на ответ;
- стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
- показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.
Развивать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки необходимо в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность.
Средствами развития коммуникативных навыков являются:
- Игра;
- труд;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- образовательная ситуация
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
В дошкольном возрасте большое значение в развитии коммуникативных навыков детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
В сюжетно - ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуются коммуникативные навыки: дети общаются по поводу распределения ролей. планируют свои действия. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению коммуникативными навыками.
В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других.
Подвижные игры также оказывают влияние на развитие коммуникативных навыков. У детей развивается умение слушать и слышать друг друга, договариваться, контролировать действия друг друга, взаимодействовать и сотрудничать.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они не только закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, но и значительно повышает эффективность обучения детей коммуникативным навыкам, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению коммуникативными навыками и высокую речевую активность детей в обучении.
В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия,потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения. В процессе участия в разных дидактических играх у ребенка обогащается опыт общения, поскольку изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игр.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает научиться учитывать мнение сверстников, обращаться за помощью друг к другу, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия.
Средством развития коммуникативных навыков также является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения навыками общения. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). На примере общения взрослого у ребенка развивается умение проявлять инициативу, активность при организации взаимодействия со сверстниками, умение согласовывать свои действия с действиями сверстника и слушать собеседника.
Особое место здесь отводится речевым поручениям. Речевое – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь.Например: «Пойди к Светлане Ивановне и попроси книгу.Так и скажи: «Светлана Ивановна, дайте мне, пожалуйста, книгу». Это образец речевого поручения для ребенка.
Художественная литература является важнейшим средством развития коммуникативных навыков и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Развитие коммуникативных навыков в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Произведения художественной литературы отображают мир человека, поступки, общение героев тем способствуют преодолению барьеров в общении.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах развития коммуникативных навыков детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, совершенствует умение речевого этикета.
Особое место в работе по развитию коммуникативных навыков отводится образовательным ситуациям.
Образовательные ситуации – специально организованные ситуации, в которых дети отрабатывают коммуникативные навыки.Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
Они дают возможность ребятам справиться с негативной ситуацией, содействуют преодолению застенчивости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с людьми, обеспечивают благополучие коллективной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
В целом влияние на развитие коммуникативных навыков у дошкольников оказывает целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гладких М. В. Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/84382-sredstva-razvitiya-kommunikativnykh-navykov-v-mladshem-doshkol-nom-vozraste (дата обращения: 21.11.2024)- Цветные фантазии
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников
- Консультация
- Здоровье будущего первоклассника
- Методическая разработка на тему: «Народные игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
- Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
- Примерный самоанализ НОД
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3545 пользователей.
Отзывы