Воспитание социальной активности дошкольников
Воспитание социальной активности дошкольников
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка,
без которых он не может не делать добра,
т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Современный путь развития общества, характеризующийся основательными социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи – реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентноспособной личности. По сути дела, формирование человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.
Эти требования, предъявляемые обществом, относятся и к системе дошкольного образования. Они предполагают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей.
Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная и планомерная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается ядро личности, развиваются ее разносторонние отношения с миром. В процессе развития ребенка происходит познание, понимание и усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, его поступки приобретают социально обусловленную форму. Процесс развития не происходит пассивно, а осуществляется в результате деятельного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Необходимо, чтобы с самого начала такая активность приобретала выраженный социальный характер.
Каждый человек рождается со своими задатками и способностями. И задача педагогов состоит в том, чтобы создать необходимые условия для их развития. Все психические свойства и качества личности развиваются и формируются в процессе жизнедеятельности человека, его общении с другими людьми, взаимодействии с окружающим миром. Большую роль играет воспитание, так как в человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения. Процесс социального развития человека начинается с нуля и протекает в специфических, индивидуальных условиях, и связан с реакцией на внешние условия.
Дошкольное учреждение является первой, а значит очень важной и существенной ступенькой в формировании качеств активной, самостоятельной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя в дошкольном возрасте ещё нереально достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).
Формирование личности ребенка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе общения со взрослыми, деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с которыми является ведущим началом формирования личности ребенка. От того, на каких основах строится взаимодействие между взрослым и ребенком, зависит итоговый результат, поскольку специфика активных и пассивных форм поведения связана прежде всего с установкой взрослых на развитие или подавление активности, она рассматривается в исследовании взаимодействия «воспитатель — ребенок». Основное внимание уделяется отношению педагога к детским инициативам, связанным с организацией или исполнением деятельности.
Из определения воспитания социальной активности дошкольников как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание процесса воспитания социальной активности детей дошкольного возраста можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.
В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:
- системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;
- опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;
- опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;
- опыте творческого преобразования окружающей действительности.
Каждый элемент выполняет определенные функции.
Так, система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении.
Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественно и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценностной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.
Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности, а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе.
Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.
Все указанные элементы содержания воспитания социальной активности дошкольников взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит воспитатель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками (познакомить...; убедить в необходимости…; показать значимость-ценность; создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность...; показать возможные пути выполнения...; помочь организовать...; создать условия для проявления инициативы, самостоятельности; создать условия для действенного проявления сочувствия, для оказания помощи, поддержки).
Вопрос о внутреннем наполнении элементов содержания воспитания социальной активности дошкольников связан с постановкой частных и конкретных целей воспитания, т.е. формирование гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позиций личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Рассмотрим содержание воспитательной работы по каждому из выделенных направлений.
Сущность гражданской позиции личности заключается в ценностном отношении дошкольника к явлениям общественной жизни общества, в котором он живет. Значимость гражданского воспитания для развития личности растущего человека трудно переоценить. Недаром прогрессивные мыслители как прошлого, так и настоящего связывают личное достоинство человека с его гражданским достоинством. Вот как писал об этом Н.М.Карамзин: «Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетель служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма…».
Нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений дошкольника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе. Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость, и проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, грубости, наглости.
Сущность деловой позиции личности заключается в принятии дошкольником человеческого труда, его видов и его продуктов как ценности. Содержанием деловой позиции можно считать, во-первых, потребности в интеллектуальной и трудовой деятельности, во-вторых, интеллектуальные и трудовые умения и навыки. Деловая позиция проявляется через такие качества личности, как деловитость, собранность, аккуратность, целеустремленность, настойчивость, организованность, и др.
Эстетическая позиция личности проявляется через систему ценностного отношения дошкольника к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержанием этих отношений является возможность и способность дошкольника оценивать выделенные явления с позиции прекрасного, что предполагает наличие эстетического вкуса. Направления по эстетическому воспитанию определяются компонентами системы отношений (экологическое, художественное, физическое). Цель природоохранительного воспитания включает, наряду с формированием бережного отношения к природе как общенародной ценности, воспитание эстетического отношения к ней. Очевидно, что отношения к деятельности людей и своей собственной - выражение нравственной и деловой позиций воспитанника, а его стремление к эстетическому идеалу отражает не только эстетическую, но и нравственную, гражданскую позицию.
Задачи воспитания социальной активности детей решаются на основе организации познавательной и продуктивной образовательной деятельности, способствующей навыкам правильного поведения в обществе, развитию творческих способностей детей, изучению народных традиций, воспитания уважения к своим корням, истокам национальной культуры, развитию интернациональных и патриотических чувств. А также - привитию таких нравственных качеств как справедливость, отзывчивость, доброта и волевых качеств. Вся работа по воспитанию социальной активности дошкольников ведётся комплексно, в тесном сотрудничестве всех педагогов ДОУ.
Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.
Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Титова Е. А. Воспитание социальной активности дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/85257-vospitanie-sotsial-noj-aktivnosti-doshkol-nikov (дата обращения: 14.11.2024)- Психологические основы индивидуального подхода в воспитании младших школьников
- Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития
- Развитие связной речи дошкольников
- ПЕДАГОГИКА М.МОНТЕССОРИ В СВЕТЕ ФГОС ДО
- Әкем, анам және мен, біз спорттық әулеттен
- Как привить ребенку любовь к чтению
- Консультация для родителей "Музыкально-речевые игры-одно из средств развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников"
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3620 пользователей.
Отзывы