МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Автоматизация звуков в связной речи- заключительный этап в коррекционной работе, этап сложный, организованный.
На этом этапе от ребенка требуется высокая организация, много усилий, терпения, внимания. Поэтому он должен быть таким же интересным, занимательным и игровым. Тогда введение звуков в связную речь пройдет для него легко и быстро.
Овладение связной монологической речью- одна из центральных задач речевого развития дошкольника. Ее успешное решение зависит от многих условий:
- речевой среды;
-социального окружения;
- семейного благополучия;
-индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.
Формирование и умение навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой, и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой(начало, середина, конец).Процесс автоматизации звуков в связной речи будет осуществляться более успешно при следующих условиях:
- правильно определена степень тяжести речевого дефекта;
- соблюдена последовательность этапов в процессе коррекционной работы;
- тщательно спланированы разнообразные методы и игровые приемы;
- соблюдены фонетические требования к отбору речевого материала.
На важность соблюдения этого принципа (фонетической доступности) указывали многие авторы Рау, Хватцев, Каше.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия ( звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
При автоматизации звуков в связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- в рассказах- описаниях с опорой на игрушку или предмет;
- в рассказах- описаниях с опорой на графические схемы и сюжетные картинки ;
-в рассказах- повествованиях с опорой на игрушки и предметные картинки;
-в пересказах с опорой на картины с проблемным сюжетом;
-в стишках и потешках с опорой на мнемо-таблицы;
-в рассказах-повествованиях с опорой на силуэтные изображения, в драматизации.
Метод наглядного моделирования способствует:
-усвоению принципа замещения, передачи события при помощи заместителей;
-овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины,
Определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
-формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с
Различными деталями и событиями.
Составление рассказов с опорой на предметные картинки формирует умения и навыки монологической речи, упражняет наблюдательность, совершенствует сопутствующие наблюдению психические процессы(мышление, воображение, память, восприятие), пополняет запас знаний и сведений.
Рассказы-описания с опорой на графический план и сюжетные картинки пополняют запас знаний и сведений о предмете или явлений, развивают речь, стимулируют фантазию. Работа по сюжетным картинкам строится в несколько этапов:
-выделение значимых объектов картины;
-рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
-определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
-объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Заучивание стихов и потешек с опорой на мнемо- таблицы развивает память, внимание, создает у ребенка залог успеха, желание разучивания новых и новых стихов.
Работа над интонационным чутьем дикцией темпом речи помогает избегать таких недостатков, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность.
Рассказы-повествования, основное назначение которых-передать развитие действия или состояние предмета. Составляя рассказ о событиях, якобы происходящим с героями картины, ребенок опирается не только на собственный опыт, но использует фантазию, воображение, при этом речь ребенка должна быть содержательной логичной последовательной, связной.
Рассказы-повествования с опорой на силуэтные изображения, сказкотерапия. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям .В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.
Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения , в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.
Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя- прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
Рассказ-описание по игрушке или предмету.
Рассказ-описание об игрушке начинается с названия предмета или объекта, а затем каждое качество или признак предмета, как лучик присоединяется к характеристике предмета.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовидовому понятию;
-величина;
-цвет;
-форма;
-составляющие детали;
-качество поверхности;
-материал, из которого изготовлен объект(для неживых предметов);
-как он используется( какую пользу приносит);
-как можно с ней играть.
Пересказ с использованием картин с проблемным сюжетом.
Рассказ выбирается с учетом того звука, автоматизация которого на данном этапе коррекции произношения более предпочтительней .Цветные иллюстрации дают возможность:
-полнее воспринять содержание тексов;
-усиливают мотивацию к занятиям;
-вызывают яркую эмоциональную реакцию;
-стим
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Автоматизация звуков в связной речи- заключительный этап в коррекционной работе, этап сложный, организованный.
На этом этапе от ребенка требуется высокая организация, много усилий, терпения, внимания. Поэтому он должен быть таким же интересным, занимательным и игровым. Тогда введение звуков в связную речь пройдет для него легко и быстро.
Овладение связной монологической речью- одна из центральных задач речевого развития дошкольника. Ее успешное решение зависит от многих условий:
- речевой среды;
-социального окружения;
- семейного благополучия;
-индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.
Формирование и умение навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой, и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой(начало, середина, конец).Процесс автоматизации звуков в связной речи будет осуществляться более успешно при следующих условиях:
- правильно определена степень тяжести речевого дефекта;
- соблюдена последовательность этапов в процессе коррекционной работы;
- тщательно спланированы разнообразные методы и игровые приемы;
- соблюдены фонетические требования к отбору речевого материала.
На важность соблюдения этого принципа (фонетической доступности) указывали многие авторы Рау, Хватцев, Каше.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия ( звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
При автоматизации звуков в связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- в рассказах- описаниях с опорой на игрушку или предмет;
- в рассказах- описаниях с опорой на графические схемы и сюжетные картинки ;
-в рассказах- повествованиях с опорой на игрушки и предметные картинки;
-в пересказах с опорой на картины с проблемным сюжетом;
-в стишках и потешках с опорой на мнемо-таблицы;
-в рассказах-повествованиях с опорой на силуэтные изображения, в драматизации.
Метод наглядного моделирования способствует:
-усвоению принципа замещения, передачи события при помощи заместителей;
-овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины,
Определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
-формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с
Различными деталями и событиями.
Составление рассказов с опорой на предметные картинки формирует умения и навыки монологической речи, упражняет наблюдательность, совершенствует сопутствующие наблюдению психические процессы(мышление, воображение, память, восприятие), пополняет запас знаний и сведений.
Рассказы-описания с опорой на графический план и сюжетные картинки пополняют запас знаний и сведений о предмете или явлений, развивают речь, стимулируют фантазию. Работа по сюжетным картинкам строится в несколько этапов:
-выделение значимых объектов картины;
-рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
-определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
-объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Заучивание стихов и потешек с опорой на мнемо- таблицы развивает память, внимание, создает у ребенка залог успеха, желание разучивания новых и новых стихов.
Работа над интонационным чутьем дикцией темпом речи помогает избегать таких недостатков, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность.
Рассказы-повествования, основное назначение которых-передать развитие действия или состояние предмета. Составляя рассказ о событиях, якобы происходящим с героями картины, ребенок опирается не только на собственный опыт, но использует фантазию, воображение, при этом речь ребенка должна быть содержательной логичной последовательной, связной.
Рассказы-повествования с опорой на силуэтные изображения, сказкотерапия. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям .В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.
Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения , в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.
Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя- прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
Рассказ-описание по игрушке или предмету.
Рассказ-описание об игрушке начинается с названия предмета или объекта, а затем каждое качество или признак предмета, как лучик присоединяется к характеристике предмета.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовидовому понятию;
-величина;
-цвет;
-форма;
-составляющие детали;
-качество поверхности;
-материал, из которого изготовлен объект(для неживых предметов);
-как он используется( какую пользу приносит);
-как можно с ней играть.
Пересказ с использованием картин с проблемным сюжетом.
Рассказ выбирается с учетом того звука, автоматизация которого на данном этапе коррекции произношения более предпочтительней .Цветные иллюстрации дают возможность:
-полнее воспринять содержание тексов;
-усиливают мотивацию к занятиям;
-вызывают яркую эмоциональную реакцию;
-стимулируют творческое и логическое мышление;
- позволяют совершенствовать связную речь;
-способствуют пополнению знаний и сведений;
-обеспечивают заинтересованное общение взрослого и ребенка.
Такая наглядность побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
улируют творческое и логическое мышление;
- позволяют совершенствовать связную речь;
-способствуют пополнению знаний и сведений;
-обеспечивают заинтересованное общение взрослого и ребенка.
Такая наглядность побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Надежкина Л. И. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/86144-konsul-tatsiya (дата обращения: 22.11.2024)- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста
- Рабочая программа музыкального руководителя. Возраст детей 3-6 лет
- Зарница
- Огород на окне
- Путешествие в сказку "Теремок» (старшая группа)
- Удивительное рядом
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5167 пользователей.
Отзывы