Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Семья как основной ресурс профилактики страхов у детей дошкольного возраста

Ребенку для полноценного и гармони­ческого развития личности необхо­димо расти в семейном окружении, в ат­мосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка дошкольного возраста, так как, в дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

               Страх – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревоге, иными словами, быть расплывчатыми, неопределенными.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страх встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а проявляется в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. К сожалению, родители не всегда находят правильный стиль взаимодействия со своим ребенком.

Необходимо обратить внимание на адаптивность (гибкость) родителей, способность изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосаблива­ясь к новой ситуации, связанной с необ­ходимостью заботиться о ребенке. На­пример, жесткая роль отца-кормильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ребенке, бу­дет вынуждена посвящать ему все силы, оставляя без внимания других членов се­мьи.

Хаотическая семья, живущая без осо­бых правил и принципов, часто меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от состояния эмоциональной близости и сплоченности к враждебнос­ти и разобщенности.

Так, в семьях, где проявляется гиперопека,  чрезмерное  внимание родителей, стремление преду­предить любые желания  ребенка, обеспоко­енность матери провоцирует у ребенка страх и  ведет к формированию «невро­тической» структуры семьи.

Кроме симбиотического единства, при анализе детско-родительских отно­шений можно выделить и эмоциональ­ную изоляцию, которая проявляется в виде явного или скрытого отвержения  ребенка в семье. В случае от­крытого эмоционального отвержения родители понимают свое негативное от­ношение к ребенку и пытаются компен­сировать его подчеркнутой заботой. От­сутствие тесного эмоционального кон­такта с ребенком иногда сопровождает­ся повышенными требованиями родите­лей к воспитателям.

 Нередко эмоциональ­ное отвержение проявляется в том, что родители стесняются кому-либо пред­ставлять своего ребенка. Некоторые вос­принимают неудачи ребенка как свиде­тельство собственной несостоятельности. В таком случае ребенок оказывается в ситуации усугубленной психологической депривации, которая замедляет его разви­тие, приводит к эмоциональной и лично­стной задержке, формированию пассив­ной жизненной позиции. Пропадает свойственная детскому возрасту непо­средственность, эмоциональная яркость, живость. Вместо этого появляется взрос­лая рассудительность с оглядкой на чужое мнение, робость, страх перед общением с людьми, установлением дружеских кон­тактов, неуверенность, пассивность.

Преодоление  страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставление детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности.

 Родители могут использовать некоторые несложные методы избавления детей от страхов. Детям пяти - десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом то, как их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Автор истории должен сам распределить роли и получить возможность разрядить эмоциональное напряжение, связанное со страхом. Эффект от реагирования страха наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.

Устранение  страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения.

Когда в семье существует единая система ценностей, общие цели, желание макси­мально проявить и реализовать собст­венные возможности, помочь в этом сво­им близким, когда члены семьи уважи­тельно относятся друг к другу, именно в этом случае семья будет являться основным ресурсом профилактики и преодоления детских страхов. Создание и поддержание в семье здо­рового психологического климата, участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, вот  гарантия гармонического развития и воспитания дошкольников.

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или  самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее: 
— не засыпает один, не разрешает выключать свет; 
— часто закрывает уши ладонями; 
— прячется в угол, за шкаф; 
— отказывается от участия в подвижных играх; 
— не отпускает маму от себя; 
— беспокойно спит, кричит во сне; 
— часто просится на руки; 
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми; 
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом; 
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Вот несколько упражнений, которые могут помочь справиться со страхом:

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх. 
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» 


2. Придумываем сказку. 

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это. 
3. Придумываем и рисуем друга. 


Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, 
сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». 


4. Радуга силы. 
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой. 


5. Где живет страх? 
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко». 


6. Напугаем страх. 
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: 
Страх боится солнечного света, 
Страх боится летящей ракеты, 
Страх боится веселых людей, 
Страх боится интересных затей! 
Я улыбнусь, и страх пропадет, 
Больше меня никогда не найдет, 
Страх испугается и задрожит, 
И навсегда от меня убежит! 
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши. 


7. Выкидываем страх. 
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. 


8. Если бы я был большой. 
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»


9. Отпускаем страх. 
Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок. 


10. Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света, 
Возьму три килограмма плюшек, 
Конфет, пирожных и ватрушек, 
Печенья, шоколада, 
Варенья, мармелада. 
Лимонада и кефира, 
И какао, и зефира, 
Персиков и апельсинов, 
И чернил добавлю синих. 
Страх все это съест и вот, 
У него болит живот. 
Надулись у страха щечки, 
Разлетелся страх на кусочки. 
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.


11. Закапываем страх. 
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.


12. Волшебная палочка.
На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха: 
Я все могу, ничего не боюсь, 
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! 
Волшебная палочка мне помогает, 
Я — самый смелый, я это знаю! 
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой». 

13. Пальчиковый кукольный театр.
Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов. 

14. Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!» 

15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: 
Упражнение-кричалка: 
Я хлопаю (хлопать в ладоши), 
Топаю (тonаю ногами), 
Громко рычу (произносить «р-р-р»), 
Страх прогоняю (махать руками)

16. Придумываем страшилку. 
Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь ... На 
прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого». 

17. Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в ... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ. 

18. Мы смелые и дружные.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх. 
Мне ничего не страшно с другом 
Ни темнота, ни волк, ни вьюга, 
Ни прививки, ни собака, 
Ни мальчишка-забияка. 
Вместе с другом я сильнее, 
Вместе с другом я смелее. 
Мы друг друга защитим 
И все страхи победим!

 Театрализованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки. 

19. Этюд Страшный сон. 
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...

 
20. Этюд Грoзa 
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка. 
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли. 
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.

22. Игра «Пчелка в темноте» 
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». 
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. 

23. Упражнение «Качели». 
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты. 

24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет). 
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная. 

25. Игра «В темной норе» 
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. 

26. Игра «Тень» 
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Семья является основным ресурсом профилактики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Желаем Вам успехов в преодолении детских страхов!

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МАДОУ №4 "Тополёк"
Дата публикации: 17.11.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ермолаева М. А. Семья как основной ресурс профилактики страхов у детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/88926-semya-kak-osnovnoj-resurs-profilaktiki-strakhov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию