РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Трудовое воспитание играет важную роль в развитии личности дошкольника. В труде развиваются такие качества личности как целеустремленность, чувства товарищества и взаимопомощи, напористость, активность. В процессе трудовой деятельности развиваются физические способности человека. Созерцание результата своего труда приносит ребенку радость, желание трудиться и дальше, развивает самооценку и самоуважение.
Труд является основной жизненной потребностью человека. Целью трудового воспитания дошкольников является формирование положительного отношения к труду, развитие у детей представлений о трудовой деятельности, формирование трудовых навыков и умений.
Формирование ответственного отношения к труду и продуктам трудовой деятельности положительно влияют на выбор ребенком будущей профессии.
В период дошкольного детства трудовая деятельность тесным образом связана с игровой. Играя, ребенок приобретает основные трудовые умения, учится распределять роли и ответственность в ходе выполнения трудовых операций, учится работать сообща.
Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик[1].
Трудовое воспитание играет большую роль в формировании нравственных качеств личности ребенка. Создавая продукты труда своими руками, дети видят, какую пользу они приносят окружающим. Выращивая растения, они создают прекрасное своими руками, ухаживая за ними, наблюдают как они растут, цветут, на них появляются плоды. В процессе труда воспитываются личностные качества дошкольника, развиваются дружеские взаимоотношения, желание помогать сверстникам и младшим, ровняясь на старших. Развиваются коммуникативные навыки, такие, как умение договариваться, сопереживание, сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
Овладение трудовыми навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.
Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.
Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.[2]
В процессе труда ребенок развивается эстетически. Дети приучаются к порядку, следят за орудиями труда, учатся правильно их хранить, видят, какую пользу их труд приносит окружающим людям. Взрослые прививают детям умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучают их оценивать, насколько эстетично выполнена работа, сколько творчества и самостоятельности проявил дошкольник.
В процессе труда дети видят реальный результат. Похвала взрослого является важным эмоциональным подкреплением труда, поэтому необходимо направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми.
Со стороны педагога важно проявлять уважение к труду ребенка, оказывать поддержку, развивая у дошкольника желание трудиться.
Список использованных источников
- Козлова, С.А. Труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание / С.А. Козлова //Дошкольник. – 2012. – №4. – 144с.
- Крулехт, М.В. Проблема вхождения дошкольника в реальные трудовые связи: состояние и перспективы исследования. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: современные тенденции / М.В. Крулехт. – М., 2013. – 255с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дементьева К. А. РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/89026-rol-trudovogo-vospitaniya-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.12.2024)- Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам
- В гостях у сказки
- Сенсорное воспитания детей-дошкольников
- Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы
- Малоподвижные игры в подготовительной группе по ФГОС
- ТЕАТР ДОМА
- Нас школа ждёт
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5140 пользователей.
Отзывы