Создание психологически комфортной и безопасной среды в МАДОУ детский сад № 20 для детей с нарушением слуха
Наш детский сад работает с детьми с нарушением слуха. Взаимодействие с детьми и их родителями направлено на оптимизацию психологически безопасной среды для воспитанников и родителей.
Для человека слух является ключевым фактором в познании окружающего мира, проблема со слухом негативно отражается на развитии речи и затрудняет процесс социализации ребенка.
Мы сегодня поговорим про то, как создать психологически комфортную и безопасную развивающую среду для ребенка с нарушением слуха в дошкольной образовательной организации.
Наш детский сад посещают дети с различной степенью тугоухости. Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена таким образом, чтобы способствовать реализации не только совместной партнерской деятельности взрослого и детей, но и свободной самостоятельной деятельности самих воспитанников, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Для коррекции эмоционального состояния в оформлении групповой комнаты использован зеленый цвет, который успокаивает нервную систему и помогает избавиться от напряжения.
Размещение столов полукругом позволяет детям воспринимать ответы слухозрительно, а позиция педагога (у стола) с отчетливо видимой артикуляцией обеспечивает возможность качественного восприятия устных обращений.
Помещение групповой комнаты разделено на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, игр, практической деятельности.
Для реализации задач по физическому направлению оформлен центр спорта. Каждое физическое упражнение позволяет не только отработать ориентацию в пространстве, развить мышцы, но и учит ребенка правильному дыханию.
Отдельное место в группе выделено под наборное полотно: здесь располагаются изученные карточки с названием предметов, игрушек и т.д.
Так как с частичной или полной потерей слуха у ребенка ухудшается и со временем пропадает речь, первой задачей педагогов становится ее коррекция. Так, в групповой комнате имеются карточки с певучими слогами, сначала из гласных букв, потом комбинированные. Каждый слог педагог проговаривает с ребенком перед тем, как повесить его на видное место. Губы говорящего в этот момент должны быть видны. Также в группе имеются карточки-инструкции для выполнения определённого вида заданий.
Следующим этапом в работе с детьми с нарушением слуха становится использование подписей каждого предмета в комнате.
При написании слов на карточках используется стандартный размер и вид используемого шрифта, цвет букв - черный. Для обозначения ударения в слове можно использовать иной цвет, после ознакомления ребенка с палитрой цвета.
В книжном центре расположены картинки, художественная литература, рекомендованная программой, а также книги в помощь дошкольникам получить информацию об окружающем мире. Все развивающие материалы, выставочные предметы в книжных уголках удобно расположены, доступны для каждого ребёнка.
Центр безопасности дорожного движения, интересующий, прежде всего мальчиков, позволяя осуществить гендерный принцип построения развивающей среды. Он оснащен необходимыми атрибутами не только для сюжетно – ролевых игр: всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, но и содержит литературу, схемы, позволяющие педагогам закреплять у детей знания правил дорожного движения в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Задачи по социально – коммуникативному развитию реализуются через следующие центры активности: разные виды театров, настольные игры, тематические строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и др.
При формировании положительных установок к труду используется разнообразное оборудование для ухода за растениями, дидактические игры, предметные картинки, модели и схемы (последовательность одевания, сервировка стола и др.), уголки дежурств, наглядные пособия.
Для реализации задач по музыкальному развитию в группе создан центр музыки, в котором размещены музыкальные инструменты, как фабричные, так и самодельные, дидактические игры, музыкальные игрушки. Дети с огромным желанием используют музыкальные атрибуты в сюжетно – ролевых играх.
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В соответствии с принципом учета возрастных особенностей содержание центров меняется в зависимости от детских интересов, от умений и навыков, от личных увлечений дошкольников. Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на стендах, что позволяет осуществлять принцип индивидуального подхода.
Таким образом, развивающая предметно - пространственной среда группы, организована в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию адаптированной образовательной программы, разработанной педагогическим коллективом ДОО, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Развивающая среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, являясь при этом разнообразной, насыщенной, нестандартной, доступной и безопасной.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Глухова М. И. Создание психологически комфортной и безопасной среды в МАДОУ детский сад № 20 для детей с нарушением слуха // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/89270-sozdanie-psikhologicheski-komfortnoj-i-bezopasnoj-sredy-v-madou-detskij-sad-20-dlya-detej-s-narusheniem-slukha (дата обращения: 14.11.2024)- Советы логопеда родителям на лето
- Чем занять дома ребенка в возрасте 5 лет
- Элементарное музицирование К.Орфа
- Я потерялся
- От Фребеля до робота
- Игра в жизни ребенка
- Веселый огород