Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Обучение игре в шашки как эффективное средство в ФЭМП

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАШКИ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ФЭМП

Игра – ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте, в которой ребенок учится, развивается, растет. 
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Процесс обучения азам игры в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений;

  • учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
  • вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

Игра в шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно при формировании элементарных математических представлений,  для подготовки детей к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, игра в шашки предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная .Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование элементарных математических представлений, предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

  • Начинать бой можешь смело –
    Первый ход всегда за белой!
    2) Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    3) Наверно, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
    4) Знают все : и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед – назад!
    5) Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя ее перепрыгнет!
    6) Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход ее по всей диагонали!
    8) Цель игры – побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

«История возникновения игры в шашки»

         Шашки – игра очень древняя. Шашки шагают рядом с человеком более пяти тысяч лет. Игра в шашки зародилась в Древнем Риме и была там настолько распространенной и популярной, что даже приговоренные к смерти отдавали ей последние минуты. Римляне любили шашечную игру. Часто прямо на улицах города происходили многочисленные сражения (шашечные турниры) за шашечной доской. При раскопках ученые обнаружили неоспоримые доказательства того, что шашки были еще известны древним обитателям Нила – египтянам.  Игра в шашки – это увлекательная умственная борьба двух человек, в которой побеждает, как правило более знающий, дальновидный, умелый. Шашки развивают у детей мышление, память, внимание, восприятие и усидчивость, формируют самостоятельность при принятии решений, умение доводить начатое дело до конца.

Азбука шашечной игры.

         Шашечная партия ведется двумя сторонами (противниками) на специальной шашечной доске. Шашечная доска представляет собой квадрат, который состоит из 64 одинаковых по размеру светлых и темных квадратных клеток, чередующихся между собой. Таким образом, на доске имеются 32 светлых и 32 темных клетки.

         Светлые клетки называют белыми полями, а темные – черными полями.

         Игра в шашки происходит только по черным полям.

         Доску надо ставить для игры так, чтобы угловое черное поле находилось с лева от играющего.

         Печатное изображение доски называется диаграммой. На нашей диаграмме 1 вы видите расположение шашек перед началом игры.

         В начале игры оба из играющих имеют по 12 шашек, которые называются простыми. У одного они белые, у другого – черные. Партию всегда начинают белые.

         Ходы делают по очереди: сначала белые, потом черные, затем снова белые и так далее.

         Простые двигаются по диагоналям (на искосок), по косым линиям, только вперед и на одну клетку, если эта клетка свободна от других шашек. Нельзя сделать подряд два или несколько ходов.

         Если белая и черная простые встретились и находятся на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой свободно, тот из играющих, чья очередь хода, обязан взять (побить («съесть»)) ее и снять с доски. При этом его шашка «перескакивает» через шашку противника и занимает свободное за ней поле.

         Бить простая может не только вперед, но и назад (в отличии простого хода).

         Побитые шашки до конца партии участие в игре не принимают. Иногда за один ход можно побить («съесть») несколько шашек.

         Если простая шашка, двигаясь по доске, достигает последнего ряда, она сразу превращается в дамку. Поля, расположенные в последнем от играющего горизонтальном ряду, называются ДАМОЧНЫМИ полями.

         Если внимательно посмотреть на доску, то не трудно заметить, что все поля доски располагаются в восемь горизонтальных и восемь вертикальных рядов.

         Горизонтальные ряды обозначаются цифрами (начиная от играющего белыми): 1,2,3,4,5,6,7,8.

         Вертикальные ряды со стороны белых обозначаются первыми восемью буквами латинского алфавита: a. b, c, d, e, f, g, h.  По – русски они произносятся: а, бэ, цэ, дэ, е, эф, жэ,аш.

         Вертикальные и горизонтальные ряды пересекаются, и каждое поле обозначается буквой и цифрой тех рядов, на пересечении которых оно находится.

         Сначала находится (пишется) буква, а рядом с ней – цифра.

Правила шашечной игры.

         Правила игры создавались и совершенствовались на протяжении многих лет. Познакомимся с основными правилами.

  • Ходом в партии называется передвижение шашки с одного поля на другое. Такой ход называется ТИХИМ.
  • Взятие шашки противника также считается ходом. Он называется УДАРНЫМ.
  • Ход белых с последующим ответом черных принято считать за один ход в шашечной партии.
  • Первый ход в партии всегда делает играющий шашками белого цвета. Кому играть белыми, определяют жребием. В следующих партиях цвет шашек у игроков поочередно меняется.
  • Выиграть партию – значит добиться такой позиции, в которой противник не может сделать очередной ход, так как все его шашки сняты с доски или заперты. ПРИМЕР.
  • Простая, достигнув одного из дамочных полей, превращается в дамку. Дамка, по сравнению с простой шашкой, имеет большую свободу движения при ходе и при взятии. Она ходит на любое из свободных полей по диагонали, как вперед, так и назад. Через свои шашки дамка перескакивать не может.
  • В шашечной партии у партнеров могут участвовать в игре по нескольку дамок.
  • Если за шашкой противника имеется несколько свободных полей подряд, то дамка, взяв неприятельскую шашку, вправе остановиться на любом из свободных полей.
  • За один ход надо обязательно побить столько шашек противника, сколько их стоит на пути бьющей шашки.

10.Результатом партии может быть и ничья:

  • Если один из играющих предложил ничью, а другой согласился на его предложение;
  • Если за последние 32 хода материальное соотношение сил не изменилось и один из играющих потребовал прекращение игры;
  • Если игрок имея в окончании три и большее количество дамок против одной, за 15 ходов (считая с момента проведения третьей шашки в дамки) не взял дамку противника;
  • Если в партии три раза повторилась одна и та же позиция, причем очередь хода каждый раз была за одной и той же стороной.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
учитель-дефектолог, МДОУ "Детский сад № 112" г. Ярославля
Дата публикации: 26.12.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Павлова Т. Е. Обучение игре в шашки как эффективное средство в ФЭМП // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/90505-obuchenie-igre-v-shashki-kak-effektivnoe-sredstvo-v-femp (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию