Влияние русской песни на духовное развитие ребёнка
Влияние русской песни на духовное развитие ребёнка
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через русскую народную песню.
Задачи:
1. Знакомить с произведениями русского народного творчества, фольклорным репертуаром.
2. Закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально, коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
3. Развивать вокально – хоровые навыки детей.
4. Развивать внимание, память, фантазию, воображение, речь, мышление, умение сравнивать, творческие способности.
5.Воспитание эстетических и мировоззренческих установок, нравственного отношения к культуре на основе русской народной песни.
С незапамятных времен на Руси основу воспитательного процесса детей составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, постигал красоту народной музыки, которая ассоциировалась у него с родной природой, окружающими его людьми и общественными устоями.
Яркие образы добра и зла в песнях, припевках доступны и понятны детям. Причем песни дети не просто слушают, они сами становятся участниками и постановщиками вокальных композиций.Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно обогащённым.
Первое знакомство детей с фольклорным пением начинается с малых форм.Огромное значение при развитии ребенка играют детские народные песни – колыбельные («Баю, баюшки, баю»), потешки («Ладушки»), пестушки, прибаутки, частушка. Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому мелодии многих из них удобны для детского исполнения и легко усваиваются малышами («Петушок», «Заинька»). Они обладают не только удивительной образностью, но и выполняют воспитательную функцию, готовя малыша к взрослой жизни, прививая ему правильное мировосприятие, уча и предостерегая, а также формируя его личностные качества.
В среднем дошкольном возрасте воспитанники знакомятся с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы), другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми (“Бабка Ёжка”).
Простые народные песни в старшем возрасте несут более сложные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.Традиции, обычаи, обряды русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песня («Во кузнице»). Хороводы с пением — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («На горе – то калина»). Яркие образы добра и зла в песнях, припевках доступны и понятны детям (Ой, вставала я ранёшенько»). Русское вокальное творчество, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на воспитание личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка в момент участия в творческо-исполнительском акте. Очень важно, чтобы ребенок понимал, о чем поет. Поэтому перед тем, как разучить с ним народную песню, необходимо рассказать малышу, чему она посвящена.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др.
Песенки, потешки, формируют у детей глубокий познавательный интерес, понимание явлений природы. Отсюда ребенок учится любить ее и бережно отношения ко всему живому, что нас окружает.Именно содержательная основа фольклорного песенного материала ценна для экологического воспитания дошкольников («Во поле берёза стояла»).Используя знакомство с русскими народными песнями очень важно, чтобы дети знали историю родного края, полюбили свою Родину.
Весёлые хороводы с пением («Эх, Масленица») во время проведения развлечения на Масленицу побуждают детей радоваться пробуждению природы, петь весенние песни, выполнять обряды.Великий праздник Пасха помогает расширить представления детей об истории, религии. Воспитывает общечеловеческие нравственные качества на основе заповедей христианства. Знакомит с духовными произведениями музыки, игровым и песенным фольклором. Ведь народный вокал и есть значимое явление духовной культуры народа. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа через русские народные песни, мы воспитываем духовно – богатую личность, чувство национальной гордости, художественный вкус. Народное песенное творчество помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы.Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Влияние русской песни на духовное развитие ребёнка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/90836-vliyanie-russkoj-pesni-na-dukhovnoe-razvitie-rebjonka (дата обращения: 21.11.2024)- Кризис 7 лет
- Сохраним птиц на Земле
- 23 февраля – День защитника Отчества
- Организация совместной деятельности взрослых и детей по художественно-эстетическому развитию
- Физминутки и их значение в режиме ДОУ
- Дорожная викторина
- Юные строители
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4214 пользователей.
Отзывы