ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Консультация
«ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
«Математика важна для развития ребенка.
Она задает стандарты правильного,
рационального мышления на всю жизнь,
дает огромный толчок для умственного развития»
А. М. Леушина
Работа по формированию у дошкольников математических представлений таких как множество и число, величина, форма, время и пространство – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Как бы ни были малы знания в области математики, которые приобретают дети до школы, они должны усложняться постепенно, с учетом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития ребенка.
С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин. Познавая мир, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.
Дошкольники с нарушением слуха имеют особенности в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. В становлении всех мыслительных операций у детей с нарушениями слуха наблюдаются трудности. Преодоление указанных особенностей необходимо не только для формирования элементарных математических представлений, но и для социального развития каждого ребенка.
Формирование математических представлений детей с нарушением слуха имеет свои особенности и зависит от доступности предлагаемого детям материала, направленного на усвоение общественного опыта, и от созревания органической основы, создающей, с одной стороны, необходимые предпосылки для математического развития, а с другой стороны, меняющейся под влиянием деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, предлагаю комплексы игр направленных на развитие представлений о количестве, форме, величине, пространственном расположении из книги «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей». / Под ред. Л.А. Головчиц.
Игры направленные на развитие представлений о количестве и навыков счета.
1. Игра «Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
2. Игра «Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
3. Игра «Угости белочек грибами».
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: К детямв гости пришли белочки. Давайте угостим их грибами. Каждой белочке надо дать по грибу. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибов? Сколько белочек? Сколько грибов? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибов? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.
Игры направленные на развитие восприятия величины
1. Игра «Три медведя»
Цель: учить выделять величину предмета, соотносить предметы по величине.
Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, три кровати, по три тарелки, чашки, стула соответствующей величины.
Речевой материал: мишка, большой, поменьше, маленький стул, кровать, тарелка, чашка, ложка, сядь, ешь, ложись.
Ход игры:
Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка - папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка - мама», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул маленький».
Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.
2. Игра «Домик для зайки»
Цель: учить детей ориентироваться в игре на величину предметов.
Оборудование: домики разной величины, в дверном проеме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета.
Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большой, маленький, верно, не верно, названия цветов.
Ход игры
Педагог раздает детям домики: «спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).
3. Игра «Флажки»
Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета, а также с учетом всех свойств предмета (по памяти).
Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.
Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.
Ход игры
1-й вариант. Педагог вместе с детьми рассматривает флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляет три стаканчика и ставит в каждый по флажку-эталону, после чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняет принцип классификации: «Какой величины? Тут большие. Тут поменьше. Тут маленькие. Одинаковые. Верно, не верно».
2-й вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину и цвет предмета): «такой, не такой, верно, не верно».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Полтаракова Т. М. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/91457-konsultatsiya (дата обращения: 14.11.2024)- Хореография как средство качественного формирования гармоничной личности
- Как преодолеть рассеянность у ребенка
- Протокол работы творческой группы :Конструирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
- Этих дней не смолкнет слава
- Малые Олимпийские игры
- Ритмическое воспитание детей 4-7 лет с помощью Логоритмики
- Материал для педагогов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7196 пользователей.
Отзывы