Воспитание детей с нарушенным слухом в семье
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Любовь к ребенку рождается еще до его появления на свет. С ним связываются лучшие мечты, строятся жизненные планы. Нет ничего более тяжелого, чем несчастье с ребенком. От Вас, родители, от Вашей жизнестойкости, силы воли, терпения будет зависеть судьба вашего неслышащего ребенка. К нему всегда должно быть обращено доброе, улыбающееся лицо родных. Однако необходимо быть и требовательными. Ни в коем случае не балуйте ребенка. Этим Вы нанесете ему большой вред. Избалованного ребенка трудно организовать для занятий, он постоянно конфликтует с другими детьми, со взрослыми. Все это отрицательно сказывается и на формировании его личности, и на успехах в обучении. Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит вопрос относительно неслышащих детей. Помните, что начинать систематические занятия нужно с того дня, когда появилось первое подозрение, что Ваш ребенок плохо слышит. Эти занятия помогут специалистам установить степень снижения слуха, поставить точный диагноз, решить вопрос о необходимости слухового аппарата и подобрать режим его работы. Специально организованное обучение позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет с собой нарушение слуха: отсутствие у ребенка речи, отставание из-за немоты от слышащих детей в психическом развитии. Нельзя откладывать воспитание и обучение ребенка до окончания проведения того или иного курса лечения, который часто длится 2-3- месяца, а то и полгода, год. Одновременно с проведением лечения с ребенком нужно заниматься. Учить ребенка - это не значит посадить его за стол и в течение определенного, достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. В первую очередь необходимо правильно, рационально организовать деятельность ребенка в течение всего дня, воспитывать с учетом возраста ребенка культурно-гигиенические навыки (правильно умываться, есть, одеваться и т.п.), учить играть, развивать внимание, подражание, память и постоянно - дома, на прогулке, в транспорте, в гостях... - общаться с ребенком речью. В ходе же специально организованных занятий в игровой, занимательной форме следует учить ребенка всему тому, что должен уметь его слышащий сверстник, а также проводить работу по развитию его речи, остаточного слуха и по формированию произношения и обучению чтению. Каждое занятие, даже самое маленькое, нужно продумать, подобрать все, что на нем понадобится. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразными по содержанию, форме и характеру проведения. Не перегружайте занятия материалом. Постоянно поощряйте и подбадривайте ребенка. Следите, чтобы он не утомлялся. Если ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать, значит, он устал, и Вам надо прекратить занятие еще до того момента, как он откажется заниматься. Работу с ребенком следует проводить под руководством сурдопедагога специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возможностей и особенностей Вашего ребенка, научит взрослых правильному общению с ребенком и методике его обучения. Обучение неслышащего ребенка в семье возможно лишь при активном участии родителей. Успех в воспитании и обучении ребенка с нарушенным слухом во многом зависит от единства требований, предъявляемых к нему всеми взрослыми: мамой, папой, бабушкой... Договаривайтесь между собой во имя ребенка. Полезные советы по воспитанию Вы можете получить в книге Б.Д. Корсунской "Воспитание глухого дошкольника в семье" (М.: Педагогика, 1970). Становлению речи неслышащего ребенка способствует интенсивная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Слух ребенка должен "работать" в течение всего дня. Всю обращенную к нему речь малыш воспринимает слухо-зрительно (т.е. видя губы говорящего и одновременно слушая). Слово или фраза, с которыми он впервые знакомится, предъявляются ему сначала слухо-зрительно, а затем (на слух - т.е. так, чтобы ребенок не видел губ говорящего). Успешное развитие слухового восприятия возможно лишь в процессе повседневного ухода за ребенком и его воспитания, которые осуществляются в соответствии с общими требованиями к развитию детей этого возраста. Успешная коррекция слухового восприятия возможна лишь в условиях всестороннего развития ребенка. Малыш нуждается в разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлениях. Уже с первых месяцев жизни возможно проводить различные упражнения, направленные на формирование и развитие его познавательной деятельности, на развитие его двигательной и эмоциональной сферы. Специальная коррекционная работа осуществляется как в процессе повседневного ухода и общения, проведения общеразвивающих упражнений, так и входе специальных слуховых упражнений. Развитие слуховой функции и устной речи осуществляется на материале неречевых, речевых звучаний и речи. В качестве неречевых стимулов используются звучания игрушек: барабан, дудка, гармошка, погремушка, а также разнообразные бытовые шумы. На этом материале формируются и развиваются навыки реагирования на звук, различения звучаний и определения, откуда они исходят. Обязательным компонентом общения взрослого с ребенком является интонационно насыщенный речевой поток. На его основе формируется положительное отношение к речи как к неотъемлемому признаку ухаживающего за ребенком взрослого, формируется слуховое сосредоточение, Восприятие речи взрослого является необходимым условием для развития собственных голосовых проявлений ребенка. Для развития речевого слуха взрослые используют звукоподражания, лепетные и полные слова, двусловную фразу. Ребенок в процессе каждодневного общения со взрослым усваивает звуковой образ слов, повторяющихся многократно в сходных ситуациях вне специальных форм обучения. По мере овладения словарем понимаемой речи выделяется речевой материал для специальных слуховых упражнений. Таким материалом, в первую очередь, являются звукоподражательные названия игрушек. С расширением словаря понимаемой речи в слуховую тренировку включаются лепетные и полные слова, а впоследствии и фразы побудительного и повествовательного характера. Развитие нарушенного слуха возможно лишь при условии достаточного усиления речи. В большинстве случаев это требует постоянного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. Выбор типа аппарата производит врачсурдолог по данным исследования слуха: объективной аудиометрии, педагогического обследования. В течение всего дня ребенок пользуется индивидуальным слуховым аппаратом, начиная с того момента, как подобран режим его работы. Занятия за столом целесообразно проводить со стационарным усилителем. Основным содержанием занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста является развитие речи и слухового восприятия ребенка, а также формирование у него произносительной стороны речи. Развитие речи неслышащего ребенка осуществляется в ходе его повседневного общения с окружающими и на специальных занятиях. Общение с малышом, в первую очередь, связано с организацией его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра и т.д. В этих ежедневно повторяющихся ситуациях у ребенка формируется понимание речи. В Приложении указан примерный материал, которым могут пользоваться родители в начале обучения. На занятиях в игровой форме ребенка знакомят с названиями предметов, действий с ними. Первоначально взрослый пользуется только устной речью, сопровождаемой естественными жестами. По мере развития произвольного зрительного внимания в работу следует включать письменные таблички. В общении и на всех занятиях ребенка побуждают к говорению (к повторению за взрослым, называнию предмета, действия, к выражению собственных желаний и т.п.) в любой доступной ему форме: голосовой реакцией с естественными жестами, воспроизведением звукоподражаний, слов и фраз на уровне произносительных возможностей. Взрослый поощряет каждую попытку ребенка к речевому общению и дает ему образец правильного высказывания. Воспитывать и учить неслышащего ребенка трудно. Но каждое слово, фраза, сказанная им, мысль, выраженная Вашим сыном или дочкой, нравственное поведение - это Ваши совместные победы. Терпение, настойчивость, целеустремленность, помноженные на желание помочь ребенку, приведут Вас к успеху в воспитании и обучении самого дорогого для Вас человека!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Полтаракова Т. М. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/92237-konsultatsiya (дата обращения: 24.11.2024)- Здоровые дети - счастливые родители
- Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами поэтического творчества
- ОРГАНІЗАЦІЯ РОБОТИ З ПЕДАГОГАМИ ПО ВПРОВАДЖЕННЮ МЕТОДА ПРОЕКТІВ В ОСВІТНІЙ ПРОЦЕС ДНЗ
- Формирование трудовых навыков в процессе режимных моментов с детьми 6-го года с ТНР
- Песок и глина - это интересно
- Проект создания мультфильма на песочных столах (сыпучая анимация). Улица, на которой я живу
- План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1976 пользователей.
Отзывы