Социализация детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Проблема:
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
В наше динамичное время знания, которые совсем недавно казались незыблемыми, пополняются и меняются так скоро, что для устойчивого развития личности требуются специальные стабилизаторы в виде особых качеств. К таковым можно отнести:
- способности выделять из потоков информации ту, которая актуальна, отфильтровывая ненужное;
- способность находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
- способность действовать сообща ради общей цели;
- способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
- направленность личности на предпочтение нравственных способов достижения целей и преодоления препятствий.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Словом, сложилась такая ситуация, когда социальная компетентность и нравственность воспитанников имеют для общества гораздо большее значение, чем совокупность полученных знаний.
Цель самообразования воспитателя по теме:
Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах социализации детей дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Создание условий, способствующих позитивной социализации воспитанников.
2. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социально-нравственного развития воспитанников.
3. Создание единой системы работы воспитателя и родителей (законных представителей) по социально-нравственному воспитанию детей.
4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям (законным представителям) и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
5. Совершенствование стиля общения воспитателя с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанников.
6. Формирование у детей основ личности будущего гражданина.
7. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме социализации детей дошкольного возраста.
8. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений подходящих по возрасту и пониманию детей способствующих более успешной их социализации.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Тюрина Т. А. Социализация детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/92371-materialy-po-samoobrazovaniyu (дата обращения: 23.12.2024)- Какие игрушки необходимы детям
- Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
- Наш спортивный коллектив
- Покормите птиц зимой
- Ребёнок и книга
- Когда мамы нет дома
- Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста