Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка.
Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Понимание вышеперечисленного, дало нам толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология была разработана Генрихом Альтшуллером. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.
Целью использования данной технологии - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
На начальном этапе, через игры «Черное - белое», «Хорошо – плохо», «Адвокаты и прокуроры» помогли детям увидеть в объектах положительные и отрицательные качества. Например, игра «Хорошо - плохо».Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.
На втором этапе предлагала детям игры с противоречиями «Учёные», «Изобретатели», «Все перемешалось», которые они решали с помощью алгоритма. Например, игра «Ученые». Учёными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц чёрного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь черному зайцу выжить?
Часто в своей работе используем метод мозгового штурма. Это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Достоинства этого метода в том, что я могу использовать его каждый день в различных режимных моментах, образовательной деятельности, и он не требует предварительной подготовки.
Метод мозгового штурма позволил научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным.
Интересен детям и метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта на другой. МФО позволяет развить не только воображение, речь, фантазию, но и учит управлять своим мышлением.
Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
Используя его, мы с детьми придумывали и зарисовывали фантастических животных, обговаривали, где они могут обитать и чем питаться, удивительный транспорт, диковинные растения и т. д.
Большое значение я уделяю работе со сказками, решению сказочных задач и придумыванию новых сказок.
Процесс придумывания новой сказки на основе уже готовой, проходит у нас очень оживленно. Дети ставят знакомых героев в новые обстоятельства, условия и фантазируют, что же с ними может произойти.
В своей работе я использую проектный метод. В процессе реализации проектов «Веселая пуговица», «История одной странички», мы с детьми познакомились со свойствами и изменениями предмета в его историческом развитии, что позволило им понять причину постоянных совершенствований,изобретений: изобретать – значит решать противоречия.
Невозможно представить свою работу без родителей, активных участников образовательного процесса. Часто организую различные конкурсы совместного творчества детей и родителей. Одним из постоянных является конкурс загадок. Дети совместно с родителями придумывают загадки, которые мы впоследствии оформляем в виде кроссвордов, сборников загадок и предлагаем решить их родителям. Ведь загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
В результате мы пришли к выводу, что использование методов и приемов ТРИЗ позволяет эффективно развивать у ребенка творческое мышление и воображение, расширять индивидуальный опыт и позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Григорьева И. В. Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/94419-ispolzovanie-tekhnologii-triz-dlya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2024)- План равлечений в ДОУ
- Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
- Нетрадиционные техники рисования. Порисуем вместе с мамой
- Нужно ли общаться с малышом
- Создание условий для поддержки детской инициативы
- Қысқы киімдер. Winter clothes
- Весна