Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь, но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;
Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;
Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
Формировать личность ребенка;
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;
беседы; чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования.
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:
медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;
физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;
психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;
учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;
технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;
коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);
санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;
Принципы организации питания.
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели;
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;
Консультации для педагогов;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;
Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:
Результаты работы.
Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.
У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фадеева А. И. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/94994-formirovanie-navykov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ -ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Адаптация к ДОУ
- Система работы МБДОУ Детский сад № 12 «Золотой ключик» по здоровье сберегающей технологии М.Л. Лазарева Здравствуй
- Развитие движений детей раннего возраста
- Экологическое воспитание современных детей
- Фрагмент комплексно-тематического планирования содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в средней группе
- Сказка - не обман, а тайна