Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине посредством викторины

 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине посредством викторины

 Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений в соответствии с государственной программой «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации».

Тема героизма, единения народа во время войны,  является важной для сохранения памяти о прошлом и связи поколений, так как помогает сформировать у детей чувство гордости за своих земляков, желание узнать об истории родного города. Становление личности будущего гражданина и патриота будет зависеть и  от того, какое отношение сложится  у дошкольника к родному краю.

Работа с дошкольниками по формированию патриотических чувств возможна через разнообразные формы деятельности. Одной из таких форм в дошкольном учреждении может служить викторина. Викторина может быть ресурсна в плане развития представлений  дошкольников о героическом прошлом своего края  поскольку:

- для участия в викторине у дошкольников должны быть сформированы определенные представления, что требует большой предварительной работы;

- в ходе викторины дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

- дошкольники уточняют и активизируют свои представления, выполняя игровые и практические задания.

Особенностью викторины является то, что организация данной деятельности предполагает следующие моменты:

  • реализацию совокупности образовательных задач;
  • интеграцию разных видов деятельности, их основой является общение, познавательно-исследовательская и игровая деятельности, которые определяются как сквозные механизмы развития ребенка;
  • разнообразный состав взаимодействующих субъектов образовательного процесса;
  • разную тематику (содержание).

Целью работы с дошкольниками является развитие патриотических чувств,    в процессе ознакомления с историей родного города (в период войны), через реализацию темы «История моего города: Ставрополь-на-Волге  в годы Великой Отечественной Войны». В ходе проводимых мероприятий решались задачи:

– развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны в истории родного города;

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

- воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, людям старшего поколения;

– формирование у детей умения работать в команде, соблюдая правила сотрудничества.

Работа над темой осуществлялась в трех блоках:

  • «История моего города (Ставрополь-на-Волге)»,
  • «Герои-земляки»,
  • «Все для фронта, все для победы».

Поскольку для проведения данной деятельности у детей должны быть сформированы определенные представления, навыки, позволяющие воспитанникам самореализоваться, викторина  требует большой предварительной работы. Подготовка к викторине предполагала проведение такой деятельности, как:

  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций и исторических фотографий;
  • чтение стихотворений, литературы;
  • просмотр презентаций;
  • проектная деятельность «История моего города»;
  • гостиная «Встреча с интересными людьми (ветеранами)»;
  • выставка рисунков «Этот день мы приближали, как могли»
  • «Вечер военной песни»;
  • конкурс стихов «Спасибо ветеранам за победу»;
  • игры «Подбери картинку», «Узнай и назови», «Собери посылку», «Что было бы, если бы..»;
  • знакомство с героями-земляками, составление рассказов о памятниках и героях, которым они посвящены в процессе представления экспозиции «Наши герои» в уголке краеведения;
  • презентация семейных реликвий и материалов о своих прадедах, прабабушках в экспозиции группового мини-музея семьи.

В ходе подготовки и проведения викторины с дошкольниками реализуются разные виды интегрированной деятельности: познавательно-игровая, познавательно-коммуникативная, литературно-коммуникативная, двигательно-игровая, литературно-коммуникативная, литературно-музыкальная. В содержание викторины были включены  такие дидактические единицы, как  жизнь города Ставрополь-на-Волге в годы войны; производимая продукция; как люди в годы войны помогали фронту; герои-земляки; памятники, посвященные этим героям. В ходе викторины можно использовать разнообразные задания:  по поиску ответов на вопросы, нахождению картинок, объяснению пословиц, составлению рассказов о героях-земляках, презентация своей поисковой деятельности, рассказы о своих близких, описание памятников, зарисовка и складывание картинок, решение кроссвордов и ребусов, познавательных задач, презентацию семейных реликвий, чтение стихов, инсценировки.

  Специфика викторины проявляется в особенности реализации ее этапов. На мотивационно-целевом этапе дети знакомятся со стимульным материалом, уясняют особенности викторины и принимают  решение об участии в ней. Они входят в состав одной из команд, обсуждают с педагогом  предварительную подготовку. На содержательно-деятельностном этапе  дошкольники презентуют команду, знакомятся с содержанием заданий, выполняют их, определяют, кто будет представлять результат. Оценочно-рефлексивный этап предполагает  оценку результатов деятельности детей. Здесь же они  благодарят друг друга за участие в викторине и получают награды или подарки по результатам.

Викторина является таким видом деятельности, подготовка которого требует вовлечения не только детей, воспитателей, специалистов, но и родителей. Родители принимают участие в подготовке: вместе с детьми собирают информацию, оформляют материал для мини-музея и уголка краеведения, изготавливают стимульный материал, готовят детей к участию в игре, заучивают стихи, готовят помещение для проведения викторины, являются игроками или членами жюри, помогают в организации участников и зрителей. Кроме этого, смоделированная педагогами  предметно-пространственная дает возможность детям не только получить представления, но и поупражняться в выполнении разнообразных заданий, самим получить информацию из разных источников, использовать свой творческий потенциал.

Старшие дошкольники с удовольствием принимают участие в викторинах, так как им предоставляется возможность проявить свои знания и умения, поучаствовать в интересной совместной деятельности, почувствовать свою причастность к общему делу, общей победе. А подготовка к ней формирует у дошкольников  познавательные интересы, умение организовывать совместную со сверстниками  и самостоятельную деятельность и , вместе с тем, расширяет  представления о родном городе, о героическом прошлом нашего народа. «Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Сформированные  у детей представления  воспитывают чувство гордости  за свой город и земляков, они помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
старший воспитатель МБУ "Школа № 89" СП д/с "Радужка"
Дата публикации: 04.08.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Никулина О. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине посредством викторины // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/96797-formirovanie-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenij-o-maloj-rodine-posredstvom-viktoriny (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию