Готовность ребенка к школе:роль родителей
«Готовность ребенка к школе: роль родителей».
Совсем скоро в школу! Как будет проходить обучение ребенка в первом классе, как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и развития ребенка не только в детском саду, но и в семье. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной и физической готовности. Поэтому они не жалея сил, водят своего ребенка на занятия по развитию внимания, памяти, мышления и т. д. Однако готовность к школе имеет ряд и других параметров.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Интеллектуальная готовность включает в себя:
развитие основных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь)
сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, умение устанавливать связь между явлениями и событиями)
ориентация во времени, пространстве и своём ближайшем окружении
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. В частности эти знания включают в себя знания об окружающей действительности – это элементарные знания по обществоведению, по природоведению, знания детской литературы, по математике, образные и пространственные представления и т. д.
Что касается развития мышления, то у ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Развитие памяти старших дошкольников предполагает уже смысловое запоминание, т. е. теперь, ребёнку, чтобы что-то вспомнить, достаточно увязать материал для запоминания в логические связи и понять его смысл. Кроме того, память уже приобретает произвольный характер, что связано с развитием воли, т. е. чтобы запомнить учебный материал (например, выучить стихотворение) ребёнок подключает свои волевые усилия, он даёт себе установку на запоминание.
Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка, сформирована слоговая структура слов, хороший словарный запас, отсутствие в речи аграмматизмов. Ещё ребёнок должен уметь пересказывать уже готовые рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок должен обладать хорошей диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою.
2. Эмоционально-волевая готовность:
умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образу;
умение проявлять эмоциональную устойчивость.
То есть, ребенок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т. д. Будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В школе надо слушать учителя, не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребенок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребенку необходимо выполнять домашнее задание не смотря на то, что сейчас лень или хочется заниматься другим делом.
3. Мотивационная готовность:
наличие желания идти в школу;
формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника (отношение к учебной деятельности, новому социальному окружению, к школе в целом);
наличие учебной мотивации, то есть желание учиться в школе, чтобы иметь возможность получать новые знания.
Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т. е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.
4. Коммуникативная готовность:
потребность в общении с другими детьми и взрослыми
умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов
Коммуникативная готовность к школе - это способность ученика осознанно организовать свое взаимодействие с учителем и сверстниками. В реальной школьной жизни это умение задать учителю вопрос по существу, спокойно выразить несогласие, попросить о помощи или самому предложить ее. Коммуникативная готовность – это готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности – принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» О правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся говорится:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители)несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать курсы, дисциплины из перечня, предлагаемого организацией (т. е. детским садом и школой, осуществляющей образовательную деятельность.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно!
От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длитель-ное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, особенно читательская, какова речевая среда в семье.
Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней приняты.
Сегодня перед нашим детским садом, как и в большинстве детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам необходимо понять, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей стороны делаем все необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе.
Любите и цените своих детей!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Астахова Н. А. Готовность ребенка к школе:роль родителей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/97294-gotovnost-rebenka-k-shkole-rol-roditelej (дата обращения: 22.12.2024)- ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
- Создание педагогических условий для развития самооценки двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
- Тематические игры
- Развитие речи
- Изготовление дидактического пособия "Одень матрешку"
- Календарное планирование в старшей группе по теме "Огород_Овощи"
- Пчелка - труженица