Финансовая грамотность дошкольников
«Финансовая грамотность дошкольников»
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для обучающихся, но и для нас – педагогов. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в сфере экономики.
«Что такое финансовая грамотность?» Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. (сл)
Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного? (сл)
Финансово грамотный человек:
1. планирует свои доходы и расходы
2. имеет сбережения
3. тратит меньше, чем зарабатывает
4. умеет выбирать финансовые услуги
5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг
Какие азы финансовой грамотности должны знать дети? (сл)
- умение ценить деньги
- умение считать деньги
- умение зарабатывать и создавать источники доходов
- умение экономить и сберегать
- умение тратить и жить по средствам
- умение возвращать долг
- умение делиться
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.
Именно поэтому мною в сентябре 2021г была разработана программа по «Финансовой грамотности». Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме, многое взяла с курсов Эдуарда Матвеева, взяв за основу его книгу «Дима и совенок».(сл)
(Сл)Основные задачи Финансовой Грамотности:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
1. Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
2. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
3. Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
4.Признавать авторитетные качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
5. Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;
6. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог - воспитанник, воспитанники - родители.
(Сл) Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
(Сл) Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Теперь хочу Вас познакомить с некоторыми играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в дошкольном возрасте, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с родителями.
Разминка. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
- С какими профессиями мы можем познакомить детей в дошкольном возрасте? (ответы)
Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.
Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
(Слайды)
«Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Спасибо за внимание
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Григорьева И. В. Финансовая грамотность дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/99613-finansovaya-gramotnost-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
- Моделирование адаптированной программы
- Перспективный план по Изо
- Логопедическая работа с дошкольниками в условиях ДОУ
- В гостях у сказки
- Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
- Развитие планетарного сознания