конспект урока Собственный инновационный педагогический опыт: Тема " Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников с ЗПР"
Собственный инновационный педагогический опыт
1.1 Тема: «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников с ЗПР».
1.2 Актуальность опыта.
Одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Решение данной проблемы - это внедрение элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения в детском саду.
Решение данной проблемы видится мне во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей.
Актуальность темы обобщения инновационного педагогического опыта обусловлена тем, что на современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Сегодня детский сад сталкивается с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей. По данным Министерства здравоохранения, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата.
1.3 Основная идея.
Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при поиске новых путей сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
1.4 Теоретическая база опыта. Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф.Базарный, Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина,Н.В.Микляева,М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А.Чистякова и др.)
Эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, включая адаптированные элементы здоровьесберегающих методик: Уманской А., Базарного В., Лазарева М., Чупаха В., Стрельниковой А., Гавриной С., Мартынова С., Ткаченко Т. и др.
1.5 Новизна опыта.
2. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,
Работа с детьми с ЗПР должна быть динамичной, эмоционально приятной, не утомительной и разнообразной. Система коррекционной оздоровительной работы предполагает использование на каждом коррекционном занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. На своих занятиях я использую такие методы и приемы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, различные виды развивающего массажа (самомассаж лица, кистей и пальцев рук, мимические упражнения, физкультминутки, биоэнергопластика, фонетическая ритмика, динамические паузы). Использование перечисленных методов и приемов способствует более организованной и продуктивной работе не только над развитием речи, но и формированию мелкой моторики, координации движений, положительно влияют на развитие интеллекта.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Организуя работу по коррекции речи, я ставила перед собой следующие задачи:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье,
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого дошкольника,
- повышать адаптивные возможности детского организма,
- развивать точные, сложнокоординированные движения руки,
- развивать речь детей,
- развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
В процессе коррекционно-оздоровительной работы опиралась на следующие принципы:
- принцип комплексного подхода,
- принцип систематичности,
- принцип от простого к сложному,
- принцип личностно-ориентированного подхода,
- принцип оздоровительной направленности.
3. Результативность опыта.
На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. В результате у детей были заметны улучшения в развитии речи, познавательных процессов, эмоциональной и опорно-двигательной сферы детей.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого и интеллектуального развития.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сажнева С. В. Собственный инновационный педагогический опыт: Тема " Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников с ЗПР" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/dop/dpt/file/126050-sobstvennyj-innovatsionnyj-pedagogicheskij-opyt-tema-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-s-zpr (дата обращения: 18.12.2024)