Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Фольклорно-этнографическое объединение

Доклад на тему:

«Опыт внедрения комплексного изучения традиционной культуры на базе учреждения дополнительного образования посредством создания детского фольклорно-этнографического объединения»

Приобщение детей и подростков к русской традиционной культуре трактует необходимость внедрения комплексного изучения традиционной культуры, не вырывая ее из контекста бытования. Ведь, наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и историю своей семьи, своего рода, чтить свои традиции и обряды, осознавать, понимать и активно участвовать в изучении и сохранении культуры своего народа.

В силу исторических и социальных причин в России была ослаблена связь поколений и поэтому, образовался своеобразный обрыв нитей и корней. В данное время современная молодежь относится к народным обычаям, обрядам как к чему-то устаревшему и примитивному. Традиционная культура – это, в первую очередь, отражение духовно-практического опыта народа и имеет высочайшую духовно-нравственную, эстетическую и художественную ценность, поэтому она должна являться неотъемлемой частью нашей жизни. У любого народа есть замечательные творения, в которых воспитываются честность, порядочность, преданность идеалам справедливости, что должно являться основным аспектом воспитания национального характера детей. Зная свои национальные истоки, дети смогут с уважением и пониманием относиться как к культуре своего народа, так и к культуре других народов. Воспитание на традиционных культурных ценностях должно впитываться с молоком матери, но современная семья, как носитель, хранитель и передатчик культурных народных ценностей перестала соответствовать тому образу и понятию, которые были вложены в нее изначально. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной жизни и эстетического воспитания детей, то на данный момент эту традицию призваны поддерживать не только внутрисемейные отношения, но и образовательные и культурно – досуговые учреждения.

Согласно Конституции России (поправкам к Конституции 2020 года): «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» (часть 1 статьи 68). И, как государствообразующая нация, мы не имеем права растерять самое дорогое, что есть у русского народа – корневые основы его традиционной культуры. Мы обязаны сделать их достоянием для современного поколения. Это особенно важно теперь, в период становления новых общественных идеалов, следуя Указу Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и высокой волны патриотизма. Успех этого дела, как показывает практика, может быть  достигнут, если начинать с самого юного возраста, пока не сложилась система эстетических приоритетов и тот пресловутый менталитет среды, который отторгает и отвращает подрастающее поколение от родной культуры.

Так, на базе МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов», было создано экспериментальное детское фольклорно-этнографическое объединение «Врабий» в основу которого лег принцип непосредственного общения между поколениями, что дает богатую почву для исследования фольклорно – этнографического материала, приобщая детей и подростков к изучению истории своего рода, своего региона, самобытности своего народа.  Включая исследованный материал в систему детского развития, необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков – изустности, импровизационности, коллективности, многовариантности, синкретизма и традиционности. Кроме того, нужно систематизировать занятия, соединяя обучение с естественным бытованием фольклора, что будет «погружать» участников процесса в традиционную культуру, «проживая» осваиваемый материал на деле.

Что бы создать такую систему, нужно выделить главные аспекты работы, делая акцент на развитие творческих способностей детей и подростков. Для своей работы таких аспектов мы выделили семь:

  1. создание фонда материального и нематериального культурного наследия локальной местности;
  2. сбор и систематизация экспедиционных материалов;
  3. расшифровка детьми экспедиционного материала;
  4. включение обработанного материала в практические занятия;
  5. работа по изучению истории своей семьи, своего региона;
  6. непосредственный контакт с представителями Русской Православной Церкви;
  7. применение практических занятий в образовательной и досуговой деятельности учреждения, гастрольной деятельности.

Такая системная работа дает богатейший материал для развития творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственного и патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые трудно, а подчас и невозможно воспитать без подобной системы работы.

Обучающе-развивающей базой этой системы стали разнонаправленные занятия единого комплекса такие, как:

  • фольклорное исполнительство (вокал)
  • народный (фольклорный) театр (в том числе театр Петрушки)
  • народная (традиционная) хореография (в том числе игровая и хороводная)
  • народные (традиционные) ремесла (в том числе кукольное дело)

Результаты такого подхода к дополнительному образованию детей и подростков оказались довольно интересны. Установилась более тесная связь между поколениями  – дети, да и родители, все меньше времени уделяют телевизору или компьютеру, и все больше – общению между собой. На этой почве в семьях все меньше происходит конфликтов, возникает взаимопонимание, крепнут внутрисемейные отношения. Развитие творческих способностей детей положительно повлияло на учебный процесс в общеобразовательных учреждениях,  снизилась конфликтность подростков, повысилась доброжелательность к окружающим, взаимопомощь и взаимовыручка.

Работа специалистов на доступном уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, народными видами творчества, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями и обрядами  русского народа. Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

Раздел: Конспекты занятий по патриотическому направлению
Автор:
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО Городской Дворец творчества "Академия талантов"
Дата публикации: 24.03.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Стрельцова И. Н. Фольклорно-этнографическое объединение // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/dop/pn/file/127908-folklorno-etnograficheskoe-obedinenie (дата обращения: 15.12.2025)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию