Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Пока они живы – у нас есть будущее

Занятие кружка « Родной край» Класс:  6

«Пока  они живы – у нас есть будущее»

МОУ «СОШ №5, г. Пугачева, Саратовской области»  2020г.

Рамазанова  Рабия  Абдулхаковна   - Почетный работник общего образования  Российской  Федерации,  преподаватель   географии, rita04.11@mail.ru

 

Природа – единственная книга, каждая страница

которой полна глубокого содержания

Цели  занятия:

Закрепить знания учащихся о роли  и значимости растительного мира для жизни на Земле.

 Развивать способности учащихся  работать в группе, уметь делать соответствующие выводы.

Задачи:

Продолжать формировать знания  о биосфере и её разнообразии, методах их изучения, уметь составлять мини - проекты и их защищать.

Раскрывать     основные  особенности  растительности родного края.  Развивать пространственное и логическое  мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, знакомя учащихся с возможными действиями по исправлению нарушенного природного равновесия.

Оборудование:     Презентация.   Карты Саратовской области.

 Интернет – ресурсы. Дополнительный материал   о растительности    Саратовской области. Рассада многих видов растений.  Гербарий растительности, тесты, стихи.

1.Организационный  этап

2.Актуализация опорных знаний:

Учитель: Вся окружающая нас природа – это  живой организм  со всем многообразием  природных компонентови мы, жители  нашей зеленой планеты.

 Каждый из нас  видит окружающую среду в своем понимании и красках.

А какая она окружающая среда вокруг нас, в  Саратовской области?

(Работа учащихся парами)    и проверка на презентации.

1. Территория Саратовской области составляет:

            а) 17,1 млн.  км;        б) 100,2 млн. кв.км;         в) 100,2 тыс.кв. км.

2. Саратовская область граничит с республикой:

            а) Казахстан;         б) Азербайджан;        в) Украина

3.Наибольшую площадь в области занимают:

            а) леса;        б) лесостепи и степи;             в) полупустыни.

 

Учитель:  Что влияет на разнообразие растительного мира Саратовской области:

Ответы:

1.географическое положение,

2. природные условия,

3.деятельность человека.

Учитель: А теперь мы можем определить  тему нашего занятия?

Тема занятия:  «Пока  они живы – у нас есть будущее»

Учитель:                         Я должен над цветами наклониться

Не для того чтобы их срезать,

А чтоб увидеть  добрые их лица

и доброе лицо им показать

    И наша задача, как и любого человека на Земле    беречь и улучшать, преобразовывать нашу   любимую природу  и помнить об ответственности  за то, что на ней происходит.

Сохранить богатство и  красоту   родной земли    для будущих поколений.Учитель:     А какие виды растительности прорастают на территории Саратовской области?                    

Заполните  таблицу

Клен, типчак, береза, иван-чай, тюльпан, чертополох тонконогий, вяз,

полынь, василек, ландыш, ива, дуб, подорожник, подснежник, ирис, липа, ясень

Древесная растительность

Травянистая растительность

   
   
   
   
   
   
   
   

Проверка    таблицы

Древесная растительность

Травянистая растительность

клен

Типчак

вяз

иван-чай

дуб

Тюльпан

липа

Полынь

ясень

Ландыш

береза

подорожник

ива

чертополох тонконогий

Учитель:  Возможно ли  существование   жизни  на планете Земля без  живых организмов ?

          Конечно, невозможно!

Учитель: А что дают нам растения  для жизни?

Ответы:

1. кислород

2.  условия  жизни для живой природы:  пищу, одежду.

Учитель:     Земля - наш   общий дом.     И его сегодняшнее состояние Саратовской области   требует от человека разумных действий. На территории области произрастает 1700 видов растений, обитает 70 видов млекопитающих, 250 видов птиц. Насчитывает вместе  с заносными  растениями  около 2000 видов.

Флора  Саратовской области  очень богата и разнообразна. Из всех видов растений нашего края  -  56 видов используется в медицине и 200 видов в народной медицине.

Учитель: В Красную книгу Саратовской области -  более 541 видов растений занесено. Первое издание Красной книги Саратовской области вышло в 1996 году. Второе издание Красной книги Саратовской области выпущено в 2006 году. 

Посмотри, как он хорош-

Край, в котором ты живёшь,

Край, наполненный свежей листвой

Береги его: он твой.

Учитель: Назовите  основные отличия и полезность  растений: 

 а)ирис низкорослый, б)береза.

 Мир растений

Название растения

Где прорастает

Основные отличия

Полезность растения

Ирис низкорослый

 степи

 травянистое растение

 используется для производства лекарств

 Береза

лесостепи

 древесная растительность

 производство  бумаги, лекарств, фанеры, спичек, сока.

    Учитель:  Ещё в XIX векеЛев Толстой писал в своих письмах Софье Андреевне: «Край этот, по своему возрасту, только что выходящий из девственности, богат и разнообразен и не имеет себе равных»

(“В степях над Перелюбом”.1995, г.Саратов).

Здесь очень хорошо и значительно всё.Лес всегда очаровывал   человека своим  величием, непостижимостью,  таинственностью. Погодные  явления  окружают  лес  еще большим  ореолом  загадочности: роща,  окутанная  туманом, листья деревьев, блистающие  на солнце после дождя. А когда небо неожиданно затягивалось   тучами  и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной  сказкой, и, возможно, под влиянием впечатлений люди слагали легенды  и нарекали  деревья  чудесными свойствами.

 Леса  Саратовской области  занимают более 600тыс.га.  Деревья самые высокие растения одревесневшими побегами.   Это обусловило богатство  и разнообразие  растительности. Преобладающей породой -   дуб(36%) территории.   Мягко лиственные породы:  береза липа – 15% .

Леспоглощает до 700 тыс.т углекислого газа. В лесах  складывается    особая среда обитания. Воздух почти неподвижен, ветки деревьев не пропускают ветер.    Под пологом леса благоприятные условия обитания  жизни живых существ. Леса основной источник   кислорода для всех живых организмов.  Деревья дают:   древесину,  лекарства,смолу, сиропы, красители, лак, КАПОК- древесный  пух.

Учитель: А какое древесное растение  является символом Саратовской области?

.

 Ученик: (мини проект)

Стих:О, мудрый дуб! Прости нас, если можешь.
За то, что выше всех лишь человек.
За то, что ты природу не тревожишь,
Хотя стоишь уже не первый век
Что хочешь ты, скажи, о чем мечтаешь

Ведь я лишь человек перед тобой.

Ученик:В сказках славянских народов  нередко возникает образ древа жизни. С давних времен  дуб  был  у славян деревом – царем  лесов. Славяне  называли  его Царь Дуб, и, согласно  поверьям, на нем обитал  царь птиц орел. Существовала  вера  в его целительную  силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.   Считалось, что «священный» дубы оберегают  окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался  как  божество. Из дубового  дерева тесали идолов.  И огонь, и капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми  дровами.

 Наверное, недаром   НАШ ДУБ   черешчатый   является  символом Саратовской области.

 

Учитель:Издревле   стройная  береза  была  символом России.  Береза является лесообразующей породой в чистых или смешанных насаждениях лесостепной и степной зоны.   Дерево высотой 20м. Если дуб в народных поверьях считалось мужским началом,   то береза женским.

   Ученик:Береза – дерево, символизирующее   весну и воскресение, месяц апрель – березозол  воплощение небесного сияния, света. Не только дуб, но и березу  почитали наши предки как мировое древо. Береза -  Берегиня женский образ, связанный  с защитой  и материнским оберегающим началом. В древних  сказаниях  под именем Берегини  выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая  земным плодородием и судьбами  всего   живого.

Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Самой любимой кашей была гречневая. И чтобы каша  была,  очень вкусная в неё клали обязательно березовую кору.

Учитель:Физминутка……..

Поляны, русские поляны!
Вы, словно сказочный ковер!
Своими яркими цветами
Вы освещаете простор.

Они – наши  соседи,
Они – наша  родня.
И всем им вот такое
Спасибо лично от меня!

.

Учитель: Мы живем  в основном степной  зоне и у нас конечно  великое разнообразие  травянистой растительности.   20% территории   - суши покрыта  травянистой растительностью.

Куксония -  одно из первых растений на земле, как считают, появились примерно 400млн. лет назад.

 Незаменимый  вид пищи для всех живых организмов. Под пологом леса прорастают  травянистые растения. 

 Весной расцветают  эфемерные  растения  ирис, ландыш.

Ученик:

 О первый ландыш! Из -под снега

 Ты просишь солнечных лучей;

Какая  девственная  нега

В душистой чистоте твоей!

А давайте посмотрим на лесную красавицу - она в Саратовской области занесена в Красную книгу. (Видео24.10.2014.)

Учитель: А какая трава в степи во время цветения напоминает волны воды? Во время цветения участки ковыльной степи похожи на волнующееся серебристое море

Ученик: Научное родовое название ковыля -  означает "пакля", "волос". Ковыли, как известно, растут густыми дерновинками, группами. В сказках, былинах  называли ковыль шёлковой травой: настолько мягкими и нежными казались его колосья-метёлки с белыми шелковистыми волосками. Когда плод ковыля созревает, подхваченная порывом ветра ость - острый отросток - переносит его на новое место. Плод втыкается в землю, и ость затем ввинчивает его всё глубже и глубже, так как в сухую погоду она закручивается, а во влажную раскручивается. Несдобровать тому зверю, в шерсть которого попадут ковыльные плодики: они будут погружаться в тело животного, как в почву, нанося болезненные раны. В народе это растение называют «шелковой травой», травой-защитницей, травой горя, травой - печали. В казачьих поверьях  степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки, никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.

 

  Ученик:Вот что говорится о ковылях в одном из донских сказаний, записанном известным собирателем казачьего фольклора, нашим земляком Степаном Земцовым.Ты видел, как плачут и убиваются ласточки-касатушки, когда у них забирают птенцов? Нет? Жаль. Вот так матери наши метались по степи, провожая в неведомый полон своих лад и чад.Подлетали к дороге, чтобы в последний раз припасть к груди своей кровинушки, но звери-нехристи били их камчою, растрепанных, обезумевших от горя и отчаяния.Тогда они взбегали на курганы, махали оттуда руками, кричали последние напутственные слова, рвали в безысходности свои поседевшие волосы и голосили, голосили. Тяжело, беспросветно, в надрыв.

Потом, когда скрывались несчастные дети в дорожной пыли и сумеречном степном мареве, падали живыми снопами на курганную землю, бились в беспамятстве в судорожных рыданиях, рвали волосы, проклиная горькое свое материнство, мачеху-судьбину и призывая на головы врагов-погубителей небесные кары.

Ковыль... Это седые волосы матерей наших тугою взошли на горючих прощальных слезах. Оттого и мягок и волнист он. Не красив, а манит материнской нежностью своею. На вкус солоноват да горек.

Знай: ни один зверь, ни одна животина, ни одна птица не осмелится употребить в пищу эту святую траву - ковыль; ни один человек не рвет его на букеты - какая же от того радость?

Ведь материнские, поседевшие волосы...

Учитель:  А в степи, какую траву собирают для веников?

 Ученик:

Полынь ютится у заборов,
На крышах бань и погребов,
Цветёт на склонах косогоров,
В канавах,около столбов.
В траве, копытами примятой,
Стоит она, и только тронь -
Волшебный запах горьковатый
С поклоном

Сронит

На ладонь.

Ученик:

Полынь – значит здоровье  своим удивительным названием во все времена  и у всех народов  она считалась  эликсиром  здоровья.(ЧАЙ).  Русское название «полынь»  произошло от славянского «полети» - гореть, из-за  очень горького вкуса, от которого во рту горит. В Библии  полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание;  символизирует горечь наказания за человеческие  грехи и пороки. Принято  считать что, чудесная трава евшан, запах  которой возвращает  человеку память, это полынь. ( как  и чабрец) На Руси  исстари  божье дерево  разводили  в садах,  сажали в огородах. Сорванные  побеги , имеющие  сильный запах, развешивали  в сенях дома,  предбанниках в качестве освежителя воздуха.  Его дымом  окуривали  жилые помещения, хлева с животными для изгнания  паразитов.  Верили, что оно  отваживает  злых людей и завистников.

Учитель:

Кто-то  прославляет Петербург,

Кто-то восхищается Москвой.

Для меня же дорог, милый друг,

Пугачевская земля, где мы живем с тобой

Учитель: А какой цветок часто сравнивают радугой  на небе?

Ученик:Свое название цветок получил  из рук  знаменитого  целителя  Гиппократа,  который  дал имя  растению  в честь  древнегреческой  богини Ириды, провозглашающей  людям волю  олимпийских  богов. Богиня  Ирида сходила  по радуге на землю, поэтому слово «Ирис» в переводе  с греческого  означает  радуга. Карл  Линней, который  предложил  единую  систему  научных  названий растений, сохранил  за ирисом его древнее имя.  Когда  титан  Прометей  похитил  на Олимпе небесный  огонь и подарил его людям, на земле  вспыхнула дивным семицветиемрадуга – так  велика была радость  всего живого на свете.  Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по – прежнемусветилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого  рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место  солнце, там, где  горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы.

Учитель: Ирис, как и тюльпан Шренка прорастают  на территории Пугачевского района,   Человек для многих исчезающих растений создает охраняемые территории и   памятники природы.  Заповедные территории создавались  в далекой древности, причем это было  признаком богатства для состоятельных людей.

Ученик: Это тюльпанная или кипчаковая степь возле Рахмановки. Она не знала плуга, тысячи лет хранит свое первородство и многое помнит. Тюльпан   Шренка является родоначальником большинства садовых сортов тюльпанов.    Тюльпан  Геснера - цветок   более миниатюрный, лепестки мельче и тоньше. Зато окрас их самый разнообразный: от привычного красного и желтого до белого, розового, сиреневого и оранжевого и черного.  Постарался человек сохранил  редкие цветы на наших полях. В конце прошлого года сотрудник СГУ им.Н.Г. Чернышевского  Милорадова  Е.В.  изучала условия проживания тюльпана  Геснера  на Рахмановских полях  и подчитала что уже не – 3 цветка10 м2,  а более 10 прорастает. Конечно, это говорит о том, что все делает человек для сохранения флоры на нашей земле. Уже с 1 ноября 2007 года этот уникальный живописный уголок волжской природы был объявлен ландшафтно-ботаническим уголком  как памятник природы «Тюльпанная степь у села Максютово».Для охраны уникального природного комплекса в 1994 году был создан национальный парк   «Хвалынский».

Учитель:Впервые сады – публичные парки основаны в Викторианской Англии.  Сады и   парки вокруг зажиточных  домов  занимали  гигантские площади.

Но человек  обрабатывает земли, окультурил растения и конечно на степных черноземных почвах выращивает зерновые культуры.      Один из основных продуктов  питания  делают  из семян  травянистых растений.   Относящихся  семейству злаков возделывают  доисторических времен.    Семена злаков      злаковых растений  называют зерном.   Они довольно крупны  и богаты   углеродами, которые обеспечивают организм  легкодоступной  энергией.    Примерно 5000г. до н.э.    назад  люди  начали  выращивать растения.    В зернах содержится  некоторое количество белков, растительных волокон, витамины и минеральные соли.  В древних легендах  считалось  - Богиня плодородия  - ДЕМЕТРИЯ.   Богиня  Персефоний  - жизнь растений.— в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней.   

Человек в качестве продуктов питания  возделывает  такие травы: пшеница, рис, кукуруза.   Из зерен   делают  муку или манную  крупу, кускус, макаронные  изделия.

 Ученик:По преданию -  пшеницу людям послал сам Бог. Причем, колос у нее, как и у других растений, начинался у самой земли и продолжался до верхушки стебля. Так что нельзя было ни косить, ни жать, а подсекали колосья, чтобы не потерять зерна, шилом у самой земли.

Однажды решил Бог спуститься на землю и проверить, как живут люди. Переоделись они со святым Петром в  нищих, и пошли миром. Везде они видели большой достаток и богатство людей. Зашли они в дом к одной женщине и попросили милостыню. Очень холодно встретила она их. В ответ на просьбу путевых нищих  бросила и им черствого блина, хотя на столе стоял свежеиспеченный душистый хлеб. Но перед этим вытерла женщина тем блином след  на скамье, оставленный ребенком. Разгневался Бог на весь род человеческий за такое пренебрежительное отношение к хлебу и давай обшморгуваты  пшеничные колосья. Увидел это верный слуга человека - собака и давай ныть, плакать, вымаливать прощение. Бог помиловал  и оставил на пшеничном стебле колосья, которое он держал в руке. Таким образом, осталась на стебле очень  мало   колосьев,  которую,  мы, люди  и  потребляем  по сей день.

Учитель:Мир растений и животных часто называют «живой природой».  Чем больше территории осваивают люди и строят дома, заводы и фабрики, тем меньше жизненного пространства остается другим живым организмам. Охрана природы –  это система мер, направленных на предотвращение   вымирания редких видов животных и растений. В 1992 году   на  международной встрече в Рио-де - Жанейро под называнием САММЕТ   планеты Земля подписан документ   в котором содержится  обязательства  по охране биоразнообразия  в каждой из стран.

  Начальник комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области  Новокщенов А.Г.     утверждает,  что для очищения воздушного пространства  в 2019 году в городе было высажено  около 4 тысяч саженцев древесной растительности, что  помогает сохранить определенное соотношение газов в природе для жизни человека. 

Учитель:   Но вот как думаете, что нам нужно для жизни ?  Какие правила  нам надо помнить всегда? Попробуйте  их написать…. 

  Разработай памятку туриста, включающую не менее 5 правил поведения в природе:

ПРАВИЛА:

1.Не  рвать самим и не разрешать другим рвать растения, занесенные в Красную книгу.

2.Следить за сохранностью деревьев, кустарников, цветов  в родном городе.

3.Беречь лес от пожара.

4.Не жечь костры, траву в населенных пунктах.

5.Во время  экскурсий и походов не засорять и не губить  лес.

Учитель: Богата плодородная Саратовская земля.    Как говорят на востоке, если в землю посадить даже сухую палку, но умеющий  за ней  ухаживать, то обязательно она расцветет. Как  цветут и плодоносят наши любимые деревья и цветы. Как много мы имеем благодаря нашим меньшим братьям. Это душистый хлеб, малина, клубника, огурцы, помидоры, лук  и конечно цветы.

21 марта – Всемирный день Земли. И отмечая этот праздник, мы должны оглянуться вокруг себя. Время требует разумной деятельности. Лишь так мы сможем сохранить саму жизнь, красоту и гармонию Вселенной.

Природа – большое богатство страны

Она – украшенье родного края,

Природа – здоровья и сил кладовая,

Её охранять и беречь мы должны

Виктор Путиевский призывает нас в своих книгах быть друзьями природы и животных, заботливыми братьями тех, кто с обречённой тоской шествует в заповедную Красную книгу.

Литература

1. В.И. Горцева «Природа родного края и ее охрана», издательство Саратовского университета, 1971 г;

2. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева «География» 5-6 класс, Москва, «Дрофа», 2014г;

3. А. М. Демин, Л. В. Макарцева, С.В. Уставщикова «Георафия Саратовской области», Саратов, издательство «Лицей»;

4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География» 7 класс, М, «Дрофа»;

5. Материалы общества охраны окружающей среды и природопользования города Пугачева Саратовской области;

6.В степях над Перелюбом”.1995, г.Саратов.

Раздел: Конспекты уроков по географии для 6 класса
Автор:
МОУ «СОШ №5 г. Пугачев, Саратовской области» учитель географии
Дата публикации: 11.01.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Рамазанова . Р. Пока они живы – у нас есть будущее // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/geo/6-klass/file/90933-poka-oni-zhivy-u-nas-est-budushchee (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию