Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Агропромышленный комплекс Республики Казахстан, состав и значение

Тема урока:  Агропромышленный комплекс Республики Казахстан, состав и значение.

 

Цель

Создать условия для  усвоения обучающимися знаний о роли агропромышленного комплекса в экономике страны,   о  его составе,  сельском хозяйстве – как основном звене АПК   Республики Казахстан.

Задачи

Обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий об  агропромышленном  комплексе, земельном фонде, сельскохозяйственных угодьях, мелиорации, интенсивном и экстенсивном путях развития сельского хозяйства.

Помочь учащимся осознать  роль агропромышленного комплекса  в развитии экономики страны.

Организовать деятельность учащихся с различными источниками географической информации по анализу отраслевого состава агропромышленного комплекса   и его взаимосвязей с другими отраслями хозяйства страны.

Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выполняемые в ходе исследования.

Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся развивая навыки работы с электронными образовательными ресурсами.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Агропромышленный комплекс. Состав и значение. .

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление активной гражданской позиции при определении значимости АПК в экономике суверенного Казахстана;

- стремление к самообразованию, самореализации при изучении агропромышленного комплекса;

- развитие коммуникативных навыков учебной работы;

- знакомство с миром профессий, связанных с АПК, стремление осуществить осознанный выбор профессии.

 Системно-деятельностные результаты

Познавательные

умение

- устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию объектов;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- находить в тексте требуемую информацию;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: схемы, диаграммы, таблицы;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, анализировать результаты поиска;

 

Регулятивные:

умение:

- планировать пути достижения поставленных целей;

-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность.

Коммуникативные:

умение:

- формулировать собственное мнение, аргументировать с мнениями партнёров  в сотрудничестве при выработке общего решения;

-  использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

знание:

- отраслевого состава АПК;   состава сельского хозяйства как основного звена АПК; связей агропромышленного комплекса с другими отраслями хозяйства страны;

- содержания терминов и понятий: «АПК», «земельный фонд», «сельскохозяйственные угодья», «мелиорация», «интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства».

В ценностно-ориентационной сфере:

- понимание причин, обусловивших развитие агропромышленного комплекса в Республике Казахстан;

 - осознание роли АПК в развитии экономики страны.

В  сфере географической деятельности:

умение:

- осуществлять сравнение структуры земельных угодий по территории страны;

- анализировать схему отраслевого состава агропромышленного комплекса;

- выявлять отличительные особенности сельского хозяйства;

- анализировать факторы, определяющие развитие агропромышленного комплекса;

- анализировать тематические карты;

- использовать знания о состоянии агропромышленного комплекса  для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.

Организация образовательного пространства.

Оборудование

Мультимедийный проектор, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ресурсы

Учебник «Экономическая м социальная география Казахстана» под редакцией В.В. Усикова, атлас по географии Казахстана для 9 класса, экономическая карта Казахстана.

Электронные учебные модули и Интернет-ресурсы

Каталог веб-сайтов Сельского хозяйства

http://catalog.gazeta.kz/subrubric-11/seljskoe-hozyajstvo/

Официальный интернет-ресурс министерства сельского хозяйства Казахстана

http://minagri.gov.kz/ 

Развитие перспективных отраслей АПК

http://dknews.kz/pishhevaya-promyshlennost-perspektivy-razvitiya.htm

Межпредметные связи:

с биологией при изучении почв, темы «Агропромышленный комплекс».

Формы работы

Индивидуальная

Парная

Групповая

Технология изучения темы

I этап

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

актуализировать имеющиеся:

-знания об агропромышленном комплексе, его развитии в Казахстане,  о сельском хозяйстве и факторах, влияющих на  его развитие;

- умения работать со схемами, таблицами, электронными  сборниками

Учитель:

 раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъективного опыта обучающихся

Учитель:

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

  1. Что такое агропромышленный комплекс?
  2. Какие отрасли экономики входят в состав АПК?
  3. Назовите основное звено АПК?
  4. Какова роль АПК в экономике страны?
  5. Какие причины обусловили развитие АПК?
  6. В чём отличие сельского хозяйства от отраслей промышленности?
  7. С какими отраслями промышленности имеет тесные связи АПК?
  8. Какие профессии связаны с развитием агропромышленного комплекса?

II этап

Учебно-познавательная деятельность

Цель                                                                                                                            - создать условия для усвоения учащимися понятий «агропромышленный комплекс», «земельный фонд», «сельскохозяйственные угодья», «мелиорация», интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства;

- знаний об  отраслевом составе и развитии агропромышленного комплекса в Республике Казахстан.

- организовать деятельность учащихся  по анализу отраслевого состава и связей АПК и сельского хозяйства с другими отраслями хозяйства, состава земельного фонда и структуры сельскохозяйственных угодий.

Изучение нового материала.                                                                                           1.Агропромышленный комплекс. Состав и значение.                                                    2. Сельское хозяйство – основное звено АПК.

Вводное слово учителя                                                                                           Казахстан располагает значительными ресурсами для развития агропромышленного комплекса.  Основное назначение данной отрасли  – обеспечение населения продовольствием, а промышленность – сырьём для производства товаров народного потребления.

Задание. 1. Используя текст учебника с.230-231  определите роль  АПК в хозяйстве страны и его составные части. В рабочей тетради составьте схему агропромышленного комплекса.  

Подумайте, какова роль отраслей, обслуживающих АПК. Почему от их развития зависит успех всего агропромышленного комплекса?

 Обсудите в паре, какие трудности испытывает агропромышленный комплекс в своём развитии на современном этапе? Запишите выводы в тетрадь

Форма работы: индивидуальная, парная.

 АПК состоит из трёх звеньев: I звено включает отрасли,  обслуживающие агропромышленный комплекс техникой, удобрениями.

 II звено –  сельское хозяйство.   III звено – пищевая и лёгкая промышленность.                                                                                              

На долю АПК приходится 1/10 валовой продукции страны.                                     Отрасли I звена определяют уровень интенсификации агропромышленного комплекса.                                                                                                                Проблемы в развитии агропромышленного комплекса: устаревшая техника, ручной труд, невысокая урожайность сельскохозяйственных растений и продуктивность животных. 

                                                                                                    

Слово учителя.

Сельское хозяйство – центральное звено АПК, самая «старая» традиционная отрасль экономики Казахстана.  В нем занято свыше 23 процентов трудоспособного населения, и оно дает почти 25 процентов всей продукции народного хозяйства респуб­лики. Сельское хозяйство Казахстана имеет важное межгосударственное значение, поставляя на продажу много зерна, мяса, шер­сти и другой продукции. Развитию в Казахстане крупного сельского хозяйства способствует наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий.                                                                                   

Задание 2. Используя текст учебника с.231 определите главные отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики Казахстана, запишите данные отличительные особенности в тетрадь.                                                                 Форма работы: индивидуальная                                                                                   

3 главные особенности сельского хозяйства:

1) земля – предмет и средство труда.

2) сезонность сельскохозяйственных работ.

3) зависимость сельского хозяйства от природных условий.                         

Задание 3.   Объясните, как вы понимаете каждую из особенностей сельского хозяйства? Какие на ваш взгляд природные условия затрудняют развитие сельского хозяйства?

Как выдумаете, почему Казахстан называют «зоной рискованного земледелия и животноводства»?                                                                                                                                           Форма работы: индивидуальная, групповая

Задание 4. Проанализируйте  рис.116  на с. 232 школьного учебника:  определите роль отдельных категорий хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции? Обсудите причины выявленных тенденций.

По тексту учебника изучите содержание понятий «земельный фонд», «сельскохозяйственные угодья». Подумайте, чем отличаются данные понятия, запишите их содержание в словарь терминов.

Форма работы: в паре

Типы сельскохозяйственных предприятий: фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы и хозяйства населения.

Земельный фонд  (все земли) Республики Казахстан – 272 млн.га.

Сельскохозяйственные угодья – земли, пригодные для ведения сельского хозяйства. Это – пашни, пастбища и сенокосы, многолетние насаждения.

Задание 5. По рис. 117 на с. 233 учебника  выясните, какие из сельскохозяйственных угодий занимают наибольшую площадь в нашей стране?  Обсудите, чем обусловлена такая структура сельскохозяйственных угодий Казахстана?

Составьте круговую диаграмму соотношения сельскохозяйственных угодий в стране.

По статистическим данным численности населения Республики Казахстан и данным площади пашен, рассчитайте площадь пашни  на душу населения?

Форма работы: групповая

По официальным данным в Казахстане более 220 млн. га земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 29,1 млн. га пашни и более 180 млн. га пастбищ. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 71,6% территории республики.

Показатель площади пашни в расчёте на душу населения – один из самых высоких в мире.

Задание 6. По рис. 118  на с. 233 учебника установите, в каких районах Казахстана самая высокая доля сельскохозяйственных угодий. В каком регионе  Казахстана самая  большая площадь пашни,  а в каком регионе преобладают пастбища?  Подумайте, чем объяснить выявленные различия. Сформулируйте выводы и запишите их в тетрадь.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Вспомните! Что такое эрозия почв? Какие виды эрозии вы знаете?

Как можно бороться с эрозией, засолением, заболачиванием почв?

Задание 7.  Изучите понятие «мелиорация» в тексте учебника  стр. 234

Выясните основные формы мелиорации.

Обсудите в группе, какие, по вашему мнению формы мелиорации должны проводиться в нашей стране? Занесите информацию в тетрадь.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Основные формы мелиорации: водная, лесная, химическая, агротехническая, культурно-техническая.

Комплексная мелиорация – несколько мелиоративных мероприятий одновременно.

Задание 8. Вспомните из темы «Состав и структура хозяйства» два пути развития экономики.

Что означает экстенсивный путь развития? Приведите примеры относительно отраслей сельского хозяйства.

Что означает интенсивный путь развития? Примеры.

Какой путь является главным  в развитии сельского хозяйства? Почему?

Составьте схему отраслевого состава сельского хозяйства.

Схема.

Отраслевой состав сельского хозяйства

Растениеводство                   Животноводство

Какова на ваш взгляд доля каждой из отраслей в производстве сельскохозяйственной продукции?

III этап

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель:

обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе статистических и графических материалов об особенностях размещения отраслей агропромышленного комплекса по территории страны, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования.

 

Задание 1.

Откройте электронный ресурс

Развитие перспективных отраслей АПК

http://dknews.kz/pishhevaya-promyshlennost-perspektivy-razvitiya.htm

Проанализируйте данные о развитии перспективных отраслей АПК, обоснуйте факторы, определившие их развитие. Сформулируйте выводы. Обсудите с товарищем.

Форма работы: парная

Этап IV

Диагностика качества освоения темы.

Цель:

установить степень усвоения темы «Агропромышленный комплекс».

Учитель организует взаимопроверку в парах по следующим вопросам:

Форма работы: парная

  1. По рисунку 118 учебника сравните структуру земельного фонда Северного Казахстана с другими регионами? Чем объяснить высокий удельный вес пашни в данном регионе?
  2. Какова роль АПК в хозяйстве страны?
  3. Из каких звеньев состоит АПК? Каковы функции каждого звена?
  4. Главные отличительные особенности сельского хозяйства?
  5. Какие проблемы сдерживают развитие сельского хозяйства?
  6. В чём разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?

Вывод – Агропромышленный комплекс состоит из трёх звеньев. Основное звено – сельское хозяйство. Его развитие основывается на природных ресурсах, но сдерживается недостаточной материально-технической базой.

V этап. Рефлексивная деятельность.

Цель:

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Задание (самооценка). Закончи предложения:

  1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе работы с материалами учебника;

б) со статистикой

в) требующими определения причинно-следственных связей;

г) требующими создания электронных продуктов

  1. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было    б) трудности были (перечислите какие)

  1. Как ты поступил (а) в данном случае? Обратился за помощью ……..

а) к товарищу   б) к учителю    в) нашёл иной выход (укажи какой)

Домашнее задание:

Изучить: параграфы 31-32, ответить на вопросы  с.234.

Задание: подготовить сообщение на тему:

  1. Первичное звено АПК Костанайской области: предприятия, продукция, потребители.
  2. Мелиорация земель в Костанайской области.
  3. Земельный фонд и сельскохозяйственные угодья Костанайской области.

Литература и сайты.

  1. Типовая учебная программа по предмету. «География» для 6-9 классов основного среднего образования
  2. Экономическая и социальная география Казахстана. 9 класс.

В.В. Усиков, Алматы: Атамура, 2013. Учебник.

  1. Экономическая и социальная география Казахстана. 9 класс. Методическое руководство. Алматы. Мектеп. 2009.
  2. География Казахстана в таблицах и рисунках. Б Абдиманапов, Издательский дом «Таймас», Алматы. 2006.
  3. Каталог веб-сайтов Сельского хозяйства

http://catalog.gazeta.kz/subrubric-11/seljskoe-hozyajstvo/

  1. Официальный интернет-ресурс министерства сельского хозяйства Казахстана

http://minagri.gov.kz/

Раздел: Конспекты уроков по географии для 9 класса
Автор:
Учитель географии. ГУ "Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная"
Дата публикации: 23.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Тимчук Ю. В. Агропромышленный комплекс Республики Казахстан, состав и значение // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/geo/9-klass/file/63868-agropromyshlennyj-kompleks-respubliki-kazakhstan-sostav-i-znachenie (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию