Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании химии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ Клименко В.А. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютер-ную грамотность и информационную культуру учащихся. Применение новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут узнать, как использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Изучая материал в необходимой для их последовательности, работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за не-правильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для усвоения нового материала. Этот метод обучения очень удобен и для учителей, так как помогает им лучше оце-нить способности и знания ребенка, , понять его, побуждает искать новые, нетрадицион-ные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальней-шее освоение компьютера. Однако большой поток информации приводит к большим перегрузкам, а, следова-тельно, к утомлению и неспособности ее перерабатывать. Как же можно повысить эффективность учебного процесса, не перегружая учеников? Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, так как они один и тот же тест могут проводить несколько раз, пока не будет получен положительный результат. Использование компьютера позволило перейти на дифференцированное, вариативное обучение. Это привело к повышению качества усвоения материала, увеличилась мотива-ция к обучению. Кроме того, компьютер служит основой для восприятия и усвоения учебного материала, способствует более выразительной передаче различного вида информации. Компьютер в роли демонстрационного средства служит опорой для создания связей между явлениями, недоступными наблюдению, что является немаловажным при изучении химии. Слово учителя в этом случае выполняет функцию руководства восприятием учеников. Проблема интенсификации и повышения эффективности учебного процесса сегодня решается с помощью персонального компьютера, выполняющего сразу несколько функ-ций. Самая главная функция – это обучение, с помощью которого можно дать обширные знания по определенному предмету. Компьютер обеспечивает выход в Интернет, откры-вающий широкий доступ к информации. С его помощью учащиеся могут получить знания более высокого уровня сложности, чем это предусмотрено школьной программой. Что особенно ценно, через Интернет можно получить различные схемы, диаграммы. Рисунки, что значительно повышает наглядность при изучении химии. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощни-ком. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без вреда для здоровья ребен-ка. Это имеет большое значение при работе с детьми с ослабленным здоровьем, или име-ющим проблемы с психическим развитием. С помощью электронных учебников удобно демонстрировать видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объеме, ввиду их токсичности или отсутствии необходимого оборудования. В электронных учебниках можно найти трехмерные иллюстрации, которые способ-ствуют развитию пространственного мышления. Например, демонстрация шаростержне-вых моделей и моделей Стюарта-Бриглеба на уроках невозможна ввиду их отсутствия. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. Полезно применять компьютерные технологии на уроках при изуче-нии нового материала (презентации как оформление для лекций), при первичном закреп-лении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучаю-щее тестирование), во время проведения химического практикума, а также при контроле и коррекции знаний. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают: экономию времени на уро-ке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию в обучении; интегрирован-ный подход в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, при использо-вании различных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, по-лучивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно искать информацию. Также немаловажна и другая функция компьютерного обучения – направляющая и контролирующая. Компьютер может не только проверить знания учащихся, но и учесть определенный уровень сложности подачи материала. Упражнений и расчетных задач по теме, обратить внимание ученика на те разделы, в которых допущено наибольшее количе-ство ошибок. Ученик сам может контролировать, насколько глубоко он изучил тот или иной раздел. Очень важно научить учащихся самостоятельно мыслить, работать с инфор-мацией, дополняющей и уточняющей учебники. ИКТ – это современная технология обучения с использованием компьютера, которую целесообразно использовать во время урока для активизации познавательной деятельно-сти учащихся. Например, при изложении нового материала – визуализация знаний (де-монстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Pover Point); за-крепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы); тренировка конкретных способностей учащихся (мышление, внимание, память, и т.д.). Демонстрация фрагментов видеозаписей по сравнению с «живым» экспериментом имеет ряд особенностей: 1. Исключается риск неудачи эксперимента: положительное завершение химического эксперимента любого уровня сложности важно в условиях ограниченного времени урока. 2. Освобождается время учителя,, которое затрачивается на подготовку и проведение эксперимента. 3. Появляется возможность повторного просмотра эксперимента в видеозаписи не-сколько раз. 4. Эксперимент становится абсолютно безопасным как для учащихся. Так и для учи-теля. Очень часто из-за отсутствия необходимого оборудования или реактивов учитель не может продемонстрировать тот или иной эксперимент. У некоторых учащихся могут воз-никнуть аллергические реакции на запахи. Поэтому очевидно, что любая, даже самая без-обидная реакция может представлять некоторую опасность для здоровья учащихся. Обу-чающие программы позволяют пронаблюдать любой эксперимент без вреда для здоровья учащихся. Поэтому главное достоинство компьютера – в демонстрации химических про-цессов. Использование ИКТ способствует развитию самостоятельности учащихся, учету ин-дивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Кроме уроков, данное оборудование с успехом можно применять на внеклассных мероприятиях, для подготовки студентов к научно-практическим конференциям, олимпиадам. Использование компьютера позволяет перейти на дифференцированное, вариативное обучение. Это ведет к качеству повышения усвоения материала, увеличения мотивации к обучению. Компьютер также служит основой для восприятия и усвоения учебного мате-риала, способствует более выразительной передаче различного вида информации. Компь-ютер в роли демонстрационного средства может служить опорой для создания связей между явлениями, недоступными наблюдателю, что является немаловажным при изуче-нии химии. Необходимо помнить, что в единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой различные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе, между учителем и учеником; они решают определенный круг задач, как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективных форм работы. Учитель по-прежнему остается главным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика. Однако электронная образовательная среда способствует формированию и новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов. Идей,, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. В среднестатистическом классе из 22 учеников, 12 имеют доступ в Интернет дома, остальные периодически пользуются этой услугой в кабинете информатики. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков глобального и критического мышления,, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний. Компьютер обеспечивает возможность доступа в Интернете, что значительно облегча-ет: поиск необходимой информации для выполнения различных заданий, докладов, рефе-ратов, выполнения проектных и исследовательских работ; проведения тестирования; зна-комство с различными точками зрения на определенную проблему; дает возможность об-мениваться накопленным материалом. Применение на уроках ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями позволило учителю выйти за рамки своего предмета. Более глубоко раскрыть изучаемую тему, повысить эффективность обучения. Новые современные информационные технологии открывают широкий спектр воз-можностей для учителя и учащегося. В первую очередь уравнивают возможности в полу-чении образования сельских и городских школьников, так как открывают широкий доступ учащихся и учителей к информации, к общению, к исследованию. Во-вторых, заставляют шагать в ногу со временем, как ученика, так и учителя. Сейчас учитель не единственный источник информации после учебника, поэтому ему постоянно приходится пополнять свои знания. Традиционный школьный учебник незаменим, но его можно дополнить, расширить содержание тех или иных тем, изменить подход в рассмотрении каких-либо вопросов,, добавить задачи, наполнить практическим современным содержанием. Какую бы учитель не использовал технологию, учебник останется основным средством обучения, как стержень, на который все опирается. Учитель, который ведет свои уроки с использованием ИКТ, имеет явное и качествен-ное преимущество перед теми учителями, которые остаются верны учебнику, доске и ме-лу. Нельзя утверждать, что их необходимо заменить компьютерами, наоборот. Должно быть сбалансированное использование ИКТ и «бумажно-меловой» технологий. Международный опыт показывает, что сами по себе информационные технологии не являются догмой для учителя. Некоторые учителя имеют мощные ресурсы ИКТ, но уроки не получаются, у других напротив, минимальные ресурсы эффективно используются в учебно-воспитательном процессе, и внешний результат обучения очень высокий. Поэтому важна не сама компьютерная техника, а умение ее использовать. Необходимо также учитывать и чисто психологический аспект. Учителя, которые применяют в своей педагогической практике ИКТ, повышают свой статус в глазах учени-ков. Поэтому учитель химии должен использовать ИКТ на своих уроках. Но учебник, При этом, Является важным компонентом информационной культуры и является неотъемле-мой частью саморазвития, самообразования учителя и ученика. Эффективным может быть лишь тот урок, где умело сочетается учебник и ИКТ. Однако при проведении уроков химии нельзя злоупотреблять использованием компь-ютера, т.к. это может привести к противоположному результату: отвлечь ребят от реаль-ной экспериментальной химии. Из огромного перечня реакций необходимо выбирать наиболее выигрышные в плане наглядности и информативности. Разумеется, компьютер-ная лаборатория не может заменить настоящую химическую лабораторию. Тем не менее, при показе химических опытов в компьютере у учеников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов. Существует множество готовых электронных продуктов для преподавания химии. В них содержатся химические модели, которые можно развернуть в пространстве, посмот-реть под разными углами наклона. Например, модель пи-связи в органической химии. С помощью компьютера можно показать эту связь, какими облаками она образована, каково их соединение и расположение. Всего этого нельзя увидеть на простом рисунке из учеб-ника химии, т.к. в учебнике есть только рисунок и описание к нему. Поэтому в обучении химии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест. При проведении уроков я использую образовательные мультимедийные продукты. Но необходимость обратиться к ним возникает только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю также учащимся использовать компьютерные программы при подготовке вы-ступлений, докладов, творческих работ. Список литературы: 1. Курдюмова Т.Н., Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недо-статки//Химия в школе.-2002,-№8, с.35-37. 2. Курдюмова Т.Н., Курдюмов Г.Н., Компьютерные обучающие игры// Химия. Ме-тодика преподавания. -2004.-№1, с.75-77. 3. Левитас Д.Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: , 2001. Издательство НПО «МОДЭК».-256 с. 4. Макошина В.Н., Мещерякова Е.В.. Использование компьютеров в обучении хи-мии// Химия. Методика преподавания в школе,-2002, №6, с.55-60. 5. Нечиталов Е.В., Информационные технологии на уроках химии// Химия в школе.-21005.-№3,-с.13-15. 6. Раткевич Е.Ю., проблемы компьютеризации процесса образования// Химия. Ме-тодика преподавания в школе.-2001.-№1, с.13-18. 7. Колпаков О.Л. и др.С компьютером на урок: с чего начинать/учебно-методическое пособие.-Кемерово: Издательство КРИПКи ПРО.-2004. -53 с. 8. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презента-ций.//Химия в школе.-2005.№7. с.36-37. 9. Безрукова Н.П. Сыромятников А.А., Безруков А.А. и др. Возможности использо-вания современных информационных технологий в преподавании тем « химиче-ская связь» и «Производство чугуна и стали» школьного курса химии. Материалы YII Международной выставки «Информационные технологии в образовании».-М.,1998. .

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (35.91 kB)
Автор:
преподаватель КГ ПОБУ "Камчатский педагогический колледж"
Дата публикации: 08.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Клименко В. А. Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании химии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/himiya/11-klass/file/63167-ispolzovanie-informatsionno-kompyuternykh-tekhnologij-v-prepodavanii-khimii (дата обращения: 26.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию