Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку

 

Реализация идей стандарта нового поколения воплощается/ претворяется в жизнь через осуществление деятельностного подхода в обучении английскому языку.

Деятельностный подход - это организация и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Деятельностный подход вовлекает учащихся в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи, прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний, создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

Сущность системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Составной частью деятельностного подхода являются следующие положения:

- учет ведущих видов деятельности и законов их смены;

- обязательная результативность каждого вида деятельности;

- мотивированность любых видов деятельности;

- создание воспитывающей ситуации деятельности;

- личностное развитие, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;

- сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;

-обязательная рефлексивность всякой деятельности.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

     Известного немецкий математик А. Дистервег говорит: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Поэтому   роль учителя на уроках иностранного языка меняется – он должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучать правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

       Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Так как проблемы, обсуждаемые на уроке, не имеют однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Данный подход также позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как “овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий” (Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.; 126)

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи, что обеспечивается через усвоение различных видов речи-монологов, типовых диалогов и форм языкового моделирования.

     Коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности обучающихся. Деятельностный характер осуществляется с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Учитель создает ситуацию успеха, самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя свободнее, не боятся ошибок и критики, допускаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

В рамках деятельностного подхода на уроках целесообразно применять группой и парный виды работы. Например:

1. Метод Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. , ее можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. Один учащийся из пары повторяет одно правило, второй учащийся -второе правило. Сначала один объясняет, учит второго, проверяет уровень его понимания. Затем учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эту методику следует применять для организации повторения, закрепления, тренировки материала . На карточках пишут  несколько упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания это набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

6. “Учимся вместе” (Learning Together).

Можно использовать как при работе с с текстом, так при изучении грамматики. Взаимообучение происходит в группах по 4-7 человек. Всем раздаётся один и тот же текст. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:

1 Суммирует содержание абзаца;

2 Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

3 Объясняет то, что для других осталось неясным;

4 Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;   даёт задание на чтение следующего абзаца.

При работе с грамматическим материалом (например, времена) классу предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Слова сигналы” / “Формулы (утвердительная, отрицательная, вопросительная)”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою задачу.

1.    Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

2.    Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

3.    Вторая — находит указатели, слова-помощники;

4.    Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, когда таблица заполняется, получается готовое правило для работы дома и в классе.

7. Инсерт (INSERT).

Этот приём работает на стадии осмысления содержания

I — interactive — интерактивная
N — noting — размечающая
S — system — система для
E — effective — эффективного
R — reading and — чтения и
T — thinking — размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения.            

Во время чтения учащиеся делают на полях пометки,з аполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

“ V” — уже знал  

“+” — новое

“-” — думал иначе

“?” — не понял, есть вопросы

       
       

8. Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?       “5-W” — Method

Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Who?

What?

When?

Where?

Why?

         

Приемы INSERT и “5-W” — Method позволяют осознанно работать над текстом, а не просто заниматься его переводом или ответами на вопросы.

9. Оставьте за мной последнее слово.

Прием для стимулирования размышления после чтения текста.

1.  Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными.

2.  Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу.

3.  На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий.

4.  Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения.

В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.

10. Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Imagine you are a koala. Describe yourself, what can you do? What do you eat? Where do you live?

Student: — I am a little koala. I'm soft, furry and cute. I live in Australia. Etc.

11. Метод “Mind-Map” (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре

12. Метод “Brain Storming” (Мозговой штурм).

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблем

13. Синквейн.  

Правило написания синквейна

1.  В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.  Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.  Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.  Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме

5 Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Работа над синквейном позволяет творчески пересмотреть и переосмыслить изучаемый материал и применить его в новых условиях.

14. Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”.

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

We know

We want to know

Now I know how to

     

Интернет является сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Деятельностный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, которую предоставляет нам Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, а это в свою очередь стимулирует создание оригинальных высказываний.

Какие же возможности дают Интернет – технологии? Обучение многим аспектам языка с помощью сети Интернет: обучение лексике предполагает работу по введению новой лексики, активизацию лексического материала, лексические игры.

Для того, чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com ( пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая наглядно продемонстрирует взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи и особенности их использования.) Выбрав мышкой нужное слово, учащиеся смогут узнать всё многообразие его значений, сочетаемость с другими словами и словосочетаниями. Для ежедневной работы с лексикой этот способ не совсем подходит, но для самостоятельной работы учащихся его трудно переоценить. Особо активные и мотивированные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика. Интернет поможет закрепить лексику по изучаемой теме. Главная задача учителя - подобрать информативный сайт, связанный с нужной темой: например, тема урока - “ Места отдыха. В гостинице. Национальные празднества.” Учитель находит сайт www.adnams.co.uk/hotels, дающий фактическую информацию для туристов, но для нас интересный своим лексическим богатством и иллюстративным материалом. По ходу урока можно дать учащимся задание найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам, обозначив его преимущества. Таким образом, решается целый ряд задач – активизация лексики, поисковое чтение, устная речь - описания жилища, и что немаловажно, столкнуться с необходимостью решения реальной задачи - отбор подходящего места отдыха.

     Поисковые системы помогают найти Интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предлагают нам ссылки на интересующие нас игры. При наличии локальной сети, есть возможность поиграть всей группой, где учащиеся могут помогать друг другу,более того- найти партнёров по игре где-нибудь за рубежом. Возможно, это не вариант для каждого урока, но завершение учебной четверти или изучения большого раздела учебника таким способом-посредством игры-кажется вполне приемлемым для повышения познавательной активности современных школьников.

     Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых
конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего лишены учебники, а ведь очень часто они затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, на которые каждый из обратившихся в Интернет-форум может получить ответ или совет. Например,
сайт www.teenadvice.org подходит для работы в группах по теме “Проблемы
молодёжи” или “Что формирует личность и характер” тем, что не выглядит
слишком поучительным, так как авторами его являются сами подростки, это позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства”. В сети много сайтов, посвященных подобным видам деятельности и основанных на принципе Интернет-форумов, где мы ожем вместе с учащимися попасть в   разные уголки планеты и организовать дискуссию о любых проблемах- от личных до глобальных.

Подводя итог, следует отметить, что системно-деятельностный подход в обучении английскому языку учит детей учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, формирует навыки систематической работы, а это в свою очередь способствует повышению качества обученности по английскому языку и образования. Данный подход представляет собой модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов обучении и развитии.

Источники

1.      Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.

2.Корбакова И.Н.,Терешина Л.В «Деятельностный метод обучения» Волгоград, издательство «Учитель» 2008г.

3.Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности» Москва 2005г.

4.Мельникова Е.Л. «Проблемный урок» Ростов-на-Дону, Витраж 2006 г.

5. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы.  - М.: АСТ, 2004.

6. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.

8. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.

Источники интернета:

1.http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

2.http://festival.1september.ru/articles/527236/ Деятельностный метод в школе Шубина Татьяна Ивановна, методист, руководитель ММЦ

3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/8841.html

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (78.50 kB)
Автор:
учитель английского языка МОУ "СОШ № 33" ЭМР Саратовской области
Соавтор: Карлина Лилия Александровна
учитель английского языка МОУ "СОШ № 33" ЭМР Саратовской области
Дата публикации: 02.06.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шимина Н. В. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/in-yaz/11-klass/file/114038-sistemno-deyatelnostnyj-podkhod-v-obuchenii-anglijskomu-yazyku (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию