Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики

Благодаря молниеносному развитию электронной техники, программного и мультимедийного обеспечения, компьютер из сложной вычислительной машины превратился в многофункциональный предмет, необходимый не только на рабочем месте специалистов в различных сферах деятельности, но и дома в повседневной жизни. С появлением интернета, обладающего огромным информационным потенциалом, в системе инклюзивного образования появились новые возможности, возникли и успешно апробируются информационные формы обучения детей с ограниченными возможностями, в частности - дистанционная, опирающаяся на новые информационные технологии.

В каждой школе существует специфическая группа учащихся:

  • дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу;
  • дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний;
  • дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
    Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения.

Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и проч.

Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей.

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях. Такие дети лишены возможности посещения общеобразовательной школы, а значит и получения полноценного образования и вместе с этим полноценной творческой жизни и возможности самореализации в сложных социальных условиях. Применение инновационных технологий в обучении информатике помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.  Дистанционное обучение, в данном случае, является отличной заменой надомного обучения. Ведь одним из предметов изучения информатики является  компьютер, с помощью которого происходит процесс обучения и который у учащегося постоянно «под рукой».

Проблема исследования определена недостаточным использованием методики преподавания информатики в общеобразовательной школы с использованием технологий дистанционного обучения.

Предмет исследования:  развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Объект исследования: совершенствование учебного процесса в общеобразовательной школе

Цель работы - определить условия и эффективные направления развития дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Объект, предмет и цель исследования определяют задачи работы:

  • проанализировать педагогическую литературу по применению дистанционных форм обучения в учебном процессе;
  • проанализировать методическую литературу по обучению информатике
  • найти пути усовершенствования учебного процесса в общеобразовательной школе

Задачи исследования, их решения и логическая последовательность определили структуру и содержание работы: введение, глава, заключение, список используемых источников.

Основная часть

Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.

Это:

  • пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  • усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
  • подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Я считаю ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих). 

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Они способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Очень важным моментом является организация регулярной связи преподавателя и учащегося - "Горячей линии", то есть предусмотрены день и час консультаций по предметам. Консультирование решает следующие задачи:

  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

В режиме реального времени каждый ученик может получить ответы на свои вопросы, учитель может посоветовать список дополнительной литературы, узнать о проблемах и трудностях учащегося. Такой режим работы позволяет осуществлять оперативную обратную связь учителя и ученика.

Заключение

Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (37.46 kB)
Автор:
учитель информатики МБОУ СШ №86 г. Ульяновска им.И.И. Вереникина
Дата публикации: 22.09.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Балахнина Е. В. Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/informatika/6-klass/file/86992-ispolzovanie-tekhnologij-distantsionnogo-obucheniya-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole-na-urokakh-informatiki (дата обращения: 25.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию