Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Типы переменных

Цель урока:

Познакомить с понятием переменная, с типами переменных; Научить правильно, объявлять переменные.

Развивать познавательный интерес;

Развивать умение анализировать, обобщать

Ожидаемый результат

Учить анализировать, обобщать и систематизировать.

Научить описывать и применять переменные разных типов в программах.

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурс,  наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствую учеников. Для создания психологической атмосферы провожу прием  «Комплимент»  Сказать пожелания  на трех языках: казахском, русском, английском.

Говорят пожелания друг другу.

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Карточки с постоянными и переменными значениями для деления на группы;

Карточки с названиями команд: «Постоянная», «Переменная»

2 мин.

II. Проверка пройденного материала.

1). Проверяю домашнюю работу по приему «Проверь себя!».

Предлагаю выполнить тест к § 9 учебник стр 61- 62.

1. Выберите верный набор структурных разделов программы на языке Pascal.

a) заголовок, раздел описаний, раздел операторов, раздел окончания программы.

b) заголовок, раздел описаний, раздел переменных и раздел операторов.

c) заголовок, раздел описаний и раздел операторов.

d) название, раздел описаний и раздел операторов.

2. Укажите лишнее в разделе описаний.

a) раздел типов

b) раздел входных данных

c) раздел функций

d) раздел переменных

3. Команды языка программирования находятся:

a) в разделе описания

b) в разделе операторов

c) в разделе заголовка

d) во всех указанных выше разделах

4. После  END в конце программы обязательно ставится:

a) точка

b) запятая

c) точка с запятой

d) пробел

5.  Запуск процесса компиляции производится клавишей:

a) F3

b) F5

c) F9

d) F10

6.Выполнение программы производится клавишами:

a) Ctrl+F9

b) Ctrl+F5

c) Alt+F5

d) Alt + F9

7. Комбинация клавиш Alt + F5

a) запускает программу на выполнение

b) прячет окно исходного текста программы

c) запускает процесс компиляции

d) позволяет просмотреть результат выполнения программы

8. В чем заключается отличие между использованием команды Write и  Writeln?

a) в количестве выводимой на экран информации

b) команда Write выводит текст на экран в одну строку, команда Writeln позволяет выводить текст в несколько строк

c) команда Write выводит текст на экран, оставляя курсор на той же строке, команда Writeln после вывода строки на экран переводит курсор на новую строку.

d) команда Writeln выводит текст на экран, оставляя курсор на той же строке, команда Write после вывода строки на экран переводит курсор на новую строку.

9. Для того чтобы компилятор отличал одну команду от другой, надо поставить между операторами:

a) точку

b) запятую

c) точку с запятой

d)двоеточие

10. Укажите верную запись оператора write

a) write (‘ имя ’)

b) write («имя»)

c) write (имя)

d) write (*имя*)

Критерии оценивания работы за тест:

«5»- 10-9 правильных ответа

«4» - 8-7 правильных ответа

«3» - 6-5 правильных ответа

«2» - 4 и менее

Даю правильные ответы на тест:

1с-2b-3b-4a-5c-6a-7b-8c-9c-10a

Запишите свои оценки – баллы  в Оценочный лист.

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

Знакомятся с критериями оценки за тест;

Полученные ответы на вопросы теста записанные  в тетради сверяют с правильными ответами.

Оценивают свою работу.  (самооценка)

Тестовые вопросы;

Критерии оценивания  теста;

Оценочный лист;

Слайд с ответами на тест

5 мин

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

Применяю прием «Составь программу!»

Составить программу, которая выводит  на экран текст:

25 лет  -

Независимости РК!

Цель: проверить знания структуры программы и операторов Write. Writeln.

Составляем критерии оценивания

Например:

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две и более ошибок

Записывают тему урока.

Составляют критерии оценивания работы.

Работают в группе составляют программу.

Program pr1;

begin

writeln (’25 лет’);

write (’Независимости РК !’);

end.

Оценивают работу (Взаимопроверка).

Маркеры голубого и желтого цвета, ватманы, клей,  конверт в котором  на отдельных листочках написаны названия операторов

15 мин

IV. Формирование новых понятий и способов действия (Понимание)

Объяснение нового материала.

Применяю прием «Кластер», «Таблицы».

Учитель дает группам темы на самостоятельное освоения используя слайды и видео материалы, учебник:

1). Понятие переменной

2). Типы переменных

Заполняют таблицу «Мои знания и умения по типам переменных»  в начале урока

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Составляют кластер, таблицу  объясняют ключевые моменты новой темы.

Выбирают спикера для защиты кластера, таблицы.

Спикеры групп защищают выполненную работу.

Оценивают свою работу.

Таблица «Мои знания и умения по типам переменных»; Учебник; маркеры; ватман; презентация; видео материал ссылка на сайт: www. Bilimland.kz/ru/content/Structure/1956-7 klass#lesson=16820 (7 класс

2190 Типы переменных. Объяснение).

Звуковые колонки;

Флипчарт

Сегодня мы познакомимся с определением переменная, с типами переменных, научимся описывать и применять переменные в программах.

Скажите какой язык программирования мы начали изучать? (Pascal). Правильно – Pascal.

- Перед тем как мы начнем изучать тему, пожалуйста, заполните таблицу «Мои знания и умения по типам переменных»  в начале урока

В начале урока

В конце урока

Я знаю

хорошо

удовлетворительно

не знаю

узнал лучше

знания не изменились

Что такое переменная?

Основные типы переменных?

Я умею

хорошо

удовлетворительно

не умею

научился  лучше

мои умения  остались на прежнем уровне

Объявлять переменные

Создавать программы с переменными?

Данные, которые изменяют свои значения в процессе выполнения программы, называют переменной.

Информацию, обрабатываемую компьютером или полученную в качестве промежуточных либо итоговых результатов, называют данными.

Данные в программировании принято называть величинами. Величины, значения которых изменяются в процессе выполнения программы, называют переменными, а те величины, которые не изменяют своего значения, — константами.

Значения величин, которые обрабатывает программа, должны находиться в оперативной памяти компьютера, состоящей из ячеек (байтов). Каждая ячейка имеет свой адрес (порядковый номер). Но с адресами в таком виде работать неудобно. Поэтому адресам ячеек памяти, в которые записываются значения величин с целью их использования в программе, принято давать имя (идентификатор).

Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы либо знака подчеркивания, после чего могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания, записанные без пробелов.

Имя переменной не должно совпадать с именем программы.

Таким образом, переменные и константы — это именованные ячейки памяти, в которые записываются данные (например, числа). Если изобразить ячейки в виде прямоугольников, то это может выглядеть так:

А

10

В

6

Здесь в переменную с именем А записано число 10, а в переменную с именем В — число 6. В процессе выполнения программы значение каждой переменной может изменяться — на то она и переменная!

Типы данных

Каждая переменная, кроме имени и значения, имеет тип. Тип переменной определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными, и множество допустимых значений.

В языке программирования Pascal существует несколько типов переменных, но в этой главе мы познакомимся только с двумя типами числовых данных:

• целым типом Integer (описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 647; в памяти компьютера занимает 4 байт);

• вещественным типом Real (описывает диапазон значений дробных чисел (десятичных дробей), которые могут включать до 16 десятичных цифр; в памяти компьютера занимает 8 байт).

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описаний, расположенном сразу после заголовка программы. Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например: Var a: integer;

Var a,b: real;

Вы наверняка знакомы с переменными исходя из уроков алгебры или физики, например, наиболее часто встречающиеся переменные это ‘X’ и ‘Y’. Но у переменной есть различные типы, то есть если в алгебре в переменной может быть только число, то в программировании она может содержать в себе целые числа, дробные числа, текст, логическое значение и т.д.

Переменные хранятся в оперативной памяти, и занимают там определенное количество байт. Объем занимаемой памяти зависит от типа переменной.

Каждая переменная имеет свой тип. Тип переменной, определяет вид информации, которую можно хранить в переменной, определяет набор операций, которые можно выполнить с этим типом.

На языке Pascal много типов данных, но мы рассмотрим основные типы. Integer – Целый тип (6; 8; 16 и т.д.)

Real – Вещественный тип (6,5; 8,18; 72,1 и.т.д.)

String – Строковый тип (набор текста)

Boolean – Логический тип (имеет 2 значения True или False)

В любой программе на Паскале, прежде чем использовать нужную переменную ее необходимо объявить. После названия программы и до слова begin вы должны написать ключевое слово var сокращение от Variable – Переменная.

И далее перечислять все переменные, которые вы используете по следующему шаблону:

(Имя переменной): (Тип переменной);

Например: resultat: integer;

Переменные одного типа можно записывать через запятую.

Например: resultat, а, х: integer;

Прежде чем записать инструкцию объявления переменных для вычисления того или иного выражения или функции, необходимо:

ü  записать формулу;

ü  определить количество переменных, входящих в эту формулу;

ü  определить какой тип может быть у этих переменных;

ü  определить наиболее приемлемый.

Важно помнить, что программа должна занимать минимально памяти компьютера, а это напрямую зависит от типа данных.

10 мин

V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности (Анализ)

Критерий оценивания :

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две и более ошибок

Использую прием «Возврат к ключевым словам»

2. Дополни предложения, перетащив слова из ячеек.

К целочисленным типам относятся такие типы, как Shortint  и Integer...

К логическому типу переменных относится Boolean...

Переменной типа Char. может быть присвоен любой символ из таблицы ASCII.

Присвоить значение строки символов можно переменной типа String...

Переменной х, имеющей тип Real, можно присвоить значение х:= 0.0000947

3. Практическая работа на компьютере.

Составление программ.

1). Составить программу вычитания двух чисел.

2). Составить программу умножения двух чисел.

Инструктаж по ТБ

Оценивание задания по совместно разработанным критериям.

На сайте www. Bilimland.kz открывают видео материал и дополняют предложения перетаскивая слова.

Составляют  листинг программы и делают ее отладку на ПК:

Program pr2_1;

Var a,b,c: integer;

begin

a:=2;

b:=3;

c:=a-b;

write (‘a-b=’,c);

end.

Program pr2_2;

Var a,b,c: integer;

begin

a:=2;

b:=3;

c:=a*b;

write (‘a*b=’,c);

end.

Соблюдают ТБ при выполнение практической работы на ПК.

Карточки;

Компьютеры; среда программирования Free Pascal;

Видео материал ссылка на сайт:

www. Bilimland.kz/ru/content/Structure/1956-7 klass#lesson=16820 (7 класс

2190 Типы переменных.

Упражнение 2)

1 мин

Физминутка

Предлагаю выполнить физминутку.

Выполняют упражнение  для глаз из видео

www.YouTube.com/watch?v=tL70-B_5q6E

5 мин

VI. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности (Синтез)

Составить программу для вычисления функции: y=5*x-2.

Дополнительное задание для сильных учащихся: (если х=3 то у=?

если х=5 то у=?

Какая фигура получится ? ответ: 5, 15, прямая

Составляют  листинг программы:

Program pr3;

Var y,x: real;

begin

x:=3;

y:=5*x-2;

write (‘5*x-2=’,y);

end.

1 мин.

VII. Итог урока. закрепить знания учеников. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Обратная связь .

Заполните, пожалуйста, таблицу «Мои знания и умения по типам переменных»  после сегодняшнего урока.

Заполняют таблицу «Мои знания и умения по типам переменных»  после урока.

Таблица

1 мин

Выставление оценок

Возьмите свой Оценочный лист сложите все оценки, запишите их в последней строке, затем разделите получившуюся сумму на количество оценок. Вот это и есть ваши оценки за урок.

Спикеры групп оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Оценочный лист

1 мин

Рефлексия

Прием «Снежный ком «Вопрос – ответ»

1. Сегодня я узнал...

2. Было интересно...

3. Было трудно...

4. Я выполнял задания...

5. Я понял, что...

6. Теперь я могу...

Отвечают на вопросы

Таблица с вопросами для рефлексии

1 мин.

VIII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

§ 10 учебника читать, тест.

Выучить определение Переменная, а так же знать типы переменных.

Объявить несколько переменных разного типа в тетради.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

учебник

Итог урока:_____________________________________________________________________

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Раздел: Конспекты уроков по информатике для 7 класса
Автор:
учитель информатики сш № 26 имени Жамбыла Жабаева
Дата публикации: 17.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Вящева Е. В. Типы переменных // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/informatika/7-klass/file/34165-tipy-peremennykh (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию