Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Психологические аспекты коллективных форм изучения предмета информатики

В 60-70е годы ХХ столетия в педагогике все большую популярность получают идеи социальной психологии. Работы опубликованные в данном направлении нацелены, прежде всего, на определение внутренней, психологической структуры детского коллектива, характера его деятельности.

В данный период времени всякий коллектив рассматривался как некий социальный организм, в котором люди объединены не только для достижения общей цели, но и для поддержания прочной «психологической» связи. Таким образом, коллектив может считаться в полной мере сформировавшимся, лишь в том случае, если на основе общей деятельности возникает сложная « психологическая структура», проявляющаяся в особенности оценок норм отношений и поведения, в специфических целях и планах, в особенностях коллективного мнения.

Так, к примеру, исследования А.Н. Лутошкина во многом основываются на классических  отечественных и зарубежных исследованиях социальной психологии и педагогики, и представляют собой принципиально новый подход к изучению данного вопроса.

Совсем в иной форме дается само определение коллектива. "С точки зрения динамики развития коллектив следует рассматривать как одну из качественных разновидностей групп людей" ("Эмоциональные потенциалы коллектива", А.Н. Лутошкин, с 43).  

 Для А.Н.Лутошкина группа - это  элемент социальной организации, развивающийся от своих начальных форм до высших.

Первую школу коллективизма люди проходят в детских коллективах: в детских садах, в школьных классах, в детских оздоровительных лагерях. Где на плечи практиков-воспитателей ложиться важная задача - помочь раскрыть воспитательные возможности коллектива. В связи с этим можно рассматривать психологическую структуру коллектива, выделив в ней две важные сферы: потенциальную и актуальную. Потенциальная сфера - своеобразная кладовая жизненных ресурсов коллектива, без которых невозможно его развитие, продвижение вперед по лестнице социальной зрелости. Потенциалы коллектива - его возможности в настоящем  и будущем. В качестве таковых выступают нравственные нормы коллектива, общественное мнение, организованность, сплоченность. Актуальная сфера - непосредственная деятельность коллектива, взаимодействие и взаимоотношения его членов, проявления поведенческой активности. В актуальной сфере проявляются все потенциальные возможности коллектива. ( А.Н. Лутошкин " Эмоциональная  жизнь детского коллектива" 1978г, Москва, стр 9-10)

Рассматривая эмоциональную сторону жизнедеятельности первичного коллектива, можно утверждать, что каждый коллектив обладает своими эмоциональными потенциалами. Под эмоциональными потенциалами коллектива можно понимать заложенные в эмоциональных состояниях людей возможности к возбуждению и воспроизводству жизненной энергии, которые в определенных условиях, способны значительно повышать активность личности и всего коллектива. ("Эмоциональные потенциалы коллектива", А.Н. Лутошкин, с 47).

 Хранителями эмоционального потенциала являются психологический климат и атмосфера. Именно через психологический климат (определяет эмоциональные изменения группы на непродолжительных отрезках времени) и через психологическую атмосферу (которая, в свою очередь, определяет общий эмоциональный фон группы в течение длительного времени) проявляется потенциал группы. Кроме того, именно психологический климат и атмосфера показывают его изменения.

И все эти аспекты выделены автором не случайно, поскольку они являются неотъемлемой частью процесса формирования коллектива.

" Что значит "формировать"? Это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму. Но люди это не кусок глины, поддающийся любому воздействию. Этот человеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные  мастером-организатором формы, "уплывать" из его рук" ( А.Н. Лутошкин "Как вести за собой", стр.115)

Поэтому все предпринимаемые действия должны быть очень аккуратными и интуитивно продуманы на несколько шагов вперед. И здесь неумолима роль организаторов коллектива. Организатор выступает в роли своеобразного " дирижера" , но в тоже время он не волен принуждать к чему-либо, а лишь помочь развитию коллектива и саморазвитию каждого его члена.

" Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый "коллектив". Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом, а оказавшейся на вершине "присваивается" это "звание", то весь путь будет состоять из переходов разной сложности" ( А.Н. Лутошкин "Как вести за собой", стр.117)

1) "Песчаная россыпь"- нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее - разнесет песчинки в стороны. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята.

2) Мягкая глина - в руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины , если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер-вожак. Но этому вожаку нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам, без подсказки, действовать трудно - нет опыта, не все понимают друг друга.

3) Мерцающий маяк - в штормящем море и начинающему, и опытному мореходу маяк приносит уверенность - курс  выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые  всплески из виду. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу. Но желание - еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетны "смотрители" маяка, те, кто поддерживают его горение,- организаторы, актив.

4) Алый парус - символ устремленности вперед, дружеской верности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: " Один за всех, все - за одного". Здесь нет пассажиров. Все члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делами.

5) Горящий факел - настоящий коллектив - тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь  другим. Горючий материал для этого огня - дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив и за дела всего общества" ( А.Н. Лутошкин " Эмоциональная  жизнь детского коллектива" 1978г, Москва, стр 41-42).

В связи с такой дифференциацией коллективов, очевидно, что и стиль работы организатора должен быть индивидуальным в каждом отдельном случае. Очень важно учитывать все характерные особенности коллектива.

Есть старая мудрая поговорка: " Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: " Посеешь коллектив - пожнешь личность".

Как писал Р.С.Немов: " сравнивая поступки детей школьного возраста с поведением близких для них людей - родителей, учителей, сверстников, - мы начинаем осознавать, что психологические особенности детей непосредственно зависят от опыта общения с ними. Это приводит нас, в свою очередь, к выводу о необходимости поиска истоков формирования и причин изменения тех или иных личностных качеств школьников в особенностях деятельности тех социальных объединений, активными членами которых они являются. Именно в группах и коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к миру и людям". ( Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник "Путь к коллективу", с.4)

 Объединение детей превращается в коллектив прежде всего тогда, когда цель данного объединения становится полезной для других людей, для общества в целом, а не только для членов данной группы.<…> Возникновение общественно полезной цели лишь одно, хотя и самое важное, условие превращения группы в коллектив. Существенно также, чтобы деловые отношения, складывающиеся между участниками такого объединения, способствовали достижению принятой ими цели и вместе с тем отвечали нормам коллективистской морали. Если отношения между учащимися оставляют желать лучшего, если ущемляются чьи-то интересы, нарушаются законы и нормы морали, то это еще не коллектив. Или, по крайней мере, такое объединение детей не может быть отнесено к развитому коллективу, то есть оценено как высший уровень его развития. Необходимо, чтобы одновременно присутствовали оба названных признака: и общественно полезная цель, и отношения, соответствующие общественным нормам. ( Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник "Путь к коллективу", с.22)

Особое внимание социально-психологический подход изучения коллектива уделяет самой структуре коллектива, так как система межличностных связей определяет положение каждого человека в коллективе.

В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: " позиция", "статус", "внутренняя установка" и "роль".

Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она  определяется связями данного человека с остальными членами коллектива. От позиции, занимаемой человеком в коллективе, зависит мера его формального влияния на мнения и поступки остальных членов коллектива. В отличие от позиции статус индивида в коллективе - это неформальная, социально-психологическая характеристика его положения в структуре отношений, степень его авторитетности для остальных участников коллектива. Внутренняя установка человека в системе коллективных отношений - это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень своего влияния на них. Следующее из понятий, характеризующих психологическую структуру коллектива, - это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение, ту или иную позицию в коллективе. ( Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник "Путь к коллективу", с.29-31)

Кроме сложившейся в коллективе системы межличностных отношений социально-психологическую структуру коллектива описывают в таких понятиях, как композиция, каналы коммуникаций, которые важны для выяснения происходящих в коллективе процессов. Они имеют немаловажное значение и для определения влияния взаимоотношений в коллективе на успешность его деятельности.

Композиция коллектива - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива. О классах, состоящих из очень различных по своим индивидуально-психологическим особенностям школьников, говорят, что они обладают неоднородной композицией.<…> Еще одна важная структурная характеристика коллектива, которая непосредственно не относится к его психологии, но связана тесным образом с ней, - это каналы межиндивидуальных коммуникаций. Их учет важен при разделении коллектива на небольшие группы для совместной работы, например, в период производственной практики или при использовании групповых форм учебной деятельности. ( Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник "Путь к коллективу", с.31-32)

Выбор на практике той или иной структуры ученического коллектива определяется интересами педагога или целями и задачами, которые ставит перед собой коллектив.

А что же лежит в основе коллектива? На что опирается в процессе своего развития?

В первую очередь, это традиции.  Традиции играют значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении. Традиция - это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. Особыми формами традиций являются обычаи и ритуалы. Обычай - это воспринятый из прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде. Для него характерно такое групповое поведение, которое исходит не из создавшейся ситуации, а диктуется принятым ранее стандартом.

Ритуал представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций. Наиболее характерный и знакомый каждому школьнику ритуал - это вставание учащихся при входе в класс учителя или другого взрослого человека. Этим учащиеся выражают свое уважение к учителю и взрослому.

Ритуалы во многом формируют у школьников чувство коллективизма. Общие переживания, эмоциональная их направленность всегда сближают, запоминаются, оставляют след в душе школьника. Социальную психологию ученического коллектива характеризует также его общественное, или коллективное, мнение. Общественное мнение первичного ученического коллектива определяется как отношение учеников к различным явлениям окружающее их действительности. Оно выражается в форме суждений, разделяемых большинством членов коллектива. ( Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник "Путь к коллективу", с.42)

Таким образом, подводя итог, важно отметить, что существенной особенностью психологического направления является тесная связь с исследованиями других наук о человеке, причем, грань между, например, социальной психологией и педагогикой достаточно тонка, особенно, когда речь идет о перекрывающихся областях исследования. Так, можно отметить весьма заметное влияние психологической теории коллектива в вопросах, касающихся механизмов воздействия коллектива на личность, формальной и неформальной структуры, «поля» коллектива и др.

Раздел: Конспекты уроков по информатике для 7 класса
Автор:
учитель информатки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №86 имени контр-адмирала И.И. Вереникина»
Дата публикации: 26.12.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

ШАМУКОВА Э. Н. Психологические аспекты коллективных форм изучения предмета информатики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/informatika/7-klass/file/51998-psikhologicheskie-aspekty-kollektivnykh-form-izucheniya-predmeta-informatiki (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию