конспект урока Системы счисления
Класс: 8 Дата: 02.09.2021
Урок № 1
Тема: Системы счисления.
Тип: Урок изучения новых знаний.
Цели: учебная- рассмотреть и изучить системы счисления, их виды, понятия основание, алфавит, форма записи числа.
развивающая- развивать логическое и абстрактное мышление, навыки анализа информации.
воспитательная- воспитывать самостоятельность, ответственность за свои действия, культуру поведения в обществе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Информатика 5» Босова Л.Л.
Методы и приёмы: словесный, наглядно-демонстрационный.
Структура урока
- Организационный момент.
Приветствие учащихся.
(Слайд 1-2)Озвучить тему урока.
- Первичное усвоение новых знаний.
(Слайд 3) Общие сведения
Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.
Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа.
Алфавит системы счисления - совокупность цифр.
(Слайд 4)Узловые алгоритмические числа.
Узловые числа обозначаются цифрами. Алгоритмические числа получаются в результате каких-либо операций из узловых чисел.
(Слайд 5)Унарная система счисления
Простейшая и самая древняя система - унарная система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего один символ - палочка, узелок, зарубка, камушек.
(Слайд 6)Непозиционная система счисления.
Система счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа. Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и вычитания узловых чисел с учётом следующего правила: каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него.
(Слайд 7)Позиционная система счисления
Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры в числе зависит от её положения в записи числа.
Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит.
(Слайд 8)Десятичная система счисления.
(Слайд 9)Основная формула
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1´qn–1+ an–2 ´ qn–2+…+ a0 ´ q0+ a–1´q–1+…+ a–m´ q–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-го разряда.
Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.
(Слайд 10)Развернутая формула
Aq =±(an–1 ´ qn–1+ an–2 ´ qn–2+…+ a0 ´ q0+ a–1 ´ q–1+…+ a–m ´ q–m)
Примеры записи чисел в развёрнутой форме:
2012=2´103 +0´102 +1´101 +2´100
0,125=1´10-1 +2´10-2 +5´10–3
14351,1=1´104 +4´103 +3´102 +5´101 +1´100 +1´10–1
(Слайд 11-13)Двоичная система счисления
Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2.
Двоичный алфавит: 0 и 1.
(Слайд 14)Восьмеричная система счисления
Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
an–1an–2…a1a0 = an–1´8n–1+an–2´8n–2+…+a0´80
Пример: 10638 =1´83 +0´82+6´81+3´80=56310.
Для перевода целого восьмеричного числа в десятичную систему счисления следует перейти к его развёрнутой записи и вычислить значение получившегося выражения.
Для перевода целого десятичного числа в восьмеричную систему счисления следует последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на 8 до тех пор, пока не получим частное, равное нулю.
(Слайд 15)Шестнадцатеричная система счисления
(Слайд 16)Правила перевода в любую систему счисления
1) последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, равное нулю;
2) полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
3) составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего полученного остатка.
(Слайд 17)Таблица соответствия чисел
(Слайд 18)Двоичная арифметика
- Закрепление изученного материала.
- (Слайд 21)Вопросы и задания
- Постановка Д/з
- Итог урока. Рефлексия.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Керимов О. С. Системы счисления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/informatika/8-klass/file/97220-sistemy-schisleniya (дата обращения: 15.11.2024)- Основные приемы форматирования текста
- Жулдызды сат
- Операционная система
- Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства
- Основные компоненты ПК
- Основы алгоритмизации. Основные алгоритмические структуры
- Электронные таблицы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2270 пользователей.
Отзывы