конспект урока Статья " Воспитательная работа в Симбирской губернии до 1917 года."
Воспитательная работа в Симбирской губернии до 1917 года.
В ходе обучения на высоком уровне осуществлялось воспитание обучаемых, среди главных целей которого было внедрение в сознание учеников высоконравственных убеждений, качеств патриота и гражданина
Съезды народных учителей в Симбирской губернии, проводившиеся земствами, по оценке члена Губернского училищного совета В. Назарьева, являлись праздником для учителей, «светлыми точками среди вечных сумерек бесцветной, слишком замкнутой жизни в глухих селениях и деревнях». Можно предположить, что съезды устраивались в разных уездах губернии в целях максимального охвата учителей сельских школ и в целях экономии земских средств.
На первом съезде народных учителей и учительниц в г. Курмыш Симбирской губернии присутствовали 14 учителей и 28 учительниц, Уполномоченный Министерства Земледелия и Государственных Имуществ по Симбирской губернии Г. Н. Бычков, директор народных училищ
Симбирской губернии д. с. с. И. В. Ишерский, инспектор народных училищ Люстрицкий, член училищного Совета от города, Курмышский городской староста И. М. Мендель , заслуженный учитель Пандиковского училища В. Ф. Березин. Такое представительство губернских деятелей свидетельствовало о понимании ими всей значимости педагогического образования для развития всего образовательного комплекса Симбирской губернии. Курсы проходили в новом здании Курмышского городского приходского училища. К открытию курсов была организована выставка учебно-методической литературы, выставка из учебных пособий Порецкой учительской семинарии, образцовых ученических тетрадей, продуктов детского ручного труда. В повестку работы съезда были включены вопросы духовного, физического, нравственного развития детей. Это даёт основание полагать , что воспитательной работе в Симбирской губернии уделялось не меньше внимания, чем учебной.
На первом съезде народных учителей и учительниц в г. Курмыш Симбирской губернии был подробно рассмотрен вопрос «Об устройстве литературных вечеров и елок при начальных народных училищах».
Учительница Щербакова объяснила основную цель проведения школьных праздников: « Устройство литературных вечеров и елок в народных училищах дело весьма симпатичное, оно вносит здоровое и полезное оживление в школьную жизнь и укрепляет живую связь школы с ея питомцами. Школьные воспитательные праздники тем более желательны, что однообразная деревенская жизнь мало знает полезных развлечений, чем и объясняется то обстоятельство, что в селах иногда среди даже грамотной молодежи замечаются грубые забавы и неодобрительное препровождение времени.» ( стр.10 - « Отчет о первом съезде народных учителей и учительниц в г. Курмыш Симбирской губернии с 30 июля по 5 августа 1901 года»).
Заслуживает внимания тот факт, что на съезде при решении данного вопроса обратили особое внимание на то, «чтобы каждый школьный праздник устраивался исключительно для удовольствия детей, а не в интересах посторонних лиц , с целью блеснуть, выделиться, устроить красивую училищную выставку, на которой, кроме исполнителей, остальная масса учащихся или удалена, или запрятана в скрытых местечках.» ( стр.11).
Собравшиеся подробно рассмотрели вопрос о времени и месте проведения праздников, о выборе программ праздников . Как видим из доклада , «…в программу училищного вечера должны включаться самые лучшие образцы
из хрестоматий и сборников, разрешенных к употреблению в училищах,
подбор таких образцов должен быть неслучайный».( стр.11)
Не оставлен без внимания в докладе и здоровьесберегающий момент: «Известно, что в средних учебных заведениях литературные чтения
часто сопровождаются картинами волшебнаго фонаря. Желательно, чтобы этот прием применялся и в народной школе. Где есть фонарь и картины, там лучше чтение образцов ставить в начале или в конце программы, потому что быстрая смена света и темноты вредна для зрения и вызывает иногда беспорядочность и напрасную суетливость» . ( стр.11-12)
Выступающая Щербакова порекомендовала в своем докладе украшать помещение по – праздничному и поручать эту работу самим детям, в чём тоже виден немаловажный воспитательный момент : «необходимо порекомендовать при устройстве школьных праздников хороший обычай, встречавшийся во многих местностях, а именно: следует училище украшать по- праздничному, поручая всю эту работу детям. Ученики и ученицы могут приготовить гирлянды из хвои или брусничной травы, сделать щиты с инициалами, развесить флаги, склеить и навесить разноцветные фонарики. Такая работа сильно их интересует, а нарядный и красивый вид классного помещения их радует и оживляет.» (стр.13)
На основании доклада учительницы Щербаковой принято решение :
«1) рекомендуется учителям и учительницам устраивать училищные ли-
тературные вечера и елки применительно к указаниям доклада;
2) просить члена училищного совета, заведывающаго Курмышским двухклассным городским училищем , Ф. В. Виноградова устроить во время съезда детский литературный вечер в этом училище, с целью практического ознакомления народных учителей и учительниц с организацией школьных литературных вечеров.» ( стр.13). Решение съезда – провести практические занятия с учителями - даёт основание полагать, что к воспитательной работе относились очень серьёзно.
На этом же съезде рассмотрен вопрос о воспитании бережливости. В докладе учителя Грязнова говорится о признании « полезным делом распространение лучших взглядов и представлений о бережливости…» ( стр.16). Съезд принимает решение : « чтобы учащие в кратких и
наглядных беседах выясняли ученикам и ученицам значение бережливости
для личной и общественной жизни, пользуясь в данном случае брошюрами,
разсылаемыми от Министерства Финансов» ( стр.16).
Одним из наиболее важных, на мой взгляд, воспитательных вопросов, поднимаемых на съезде, был вопрос «Могут ли быть введены в училищах уезда беседы учащих с учащимися о милосердии к животным и пернатым» ( стр.16-19)
Учитель Грязнов в своем выступлении с болью констатирует , « как мучится по нашим селам и деревням скотинушка» ( стр.16). Выступающий утверждает, что бесед о милосердии, проводимых в основном на уроках чтения, недостаточно.
«Чтобы наши беседы с детьми , через посредство которых мы имеем возможность повлиять и на взрослое сельское население, принесли известную долю пользы, оказали более сильное влияние, нам нужно установить и выработать некоторый порядок этих бесед.»,- считает педагог. ( стр.16)
Выступающий уверен, что «что животные не лишены ума, чувства, а даже обладают многими достоинствами и заслуживают дружелюбного отношения к ним , что все животные есть творение Создателя, и потому
их мучить грешно, не должно с ними обращаться грубо, а следует относиться к ним сострадательнее; … хорошее обращение человека с животными делает и его самого мягче, добрее. Детская душа
восприимчива, а если человек с детства привыкнет кротко обращаться с
животными, то с людьми он тем более не сможет быть жестоким и грубым , а будет относиться к своим ближним дружелюбно, сострадательно» ( стр. 17). Мысль для нашего времени очень актуальна. Содокладчик Сапожников призвал воспитывать добрые чувства к птицам. Учитель уверен , что « для школы обязательно поддерживать в детях милосердие к пернатым, на это указывает сама задача школы. Почему, спрашивается, ребятишки проявляют жестокость к пернатым : разоряют гнезда, рвут птенцам головы, мучают родителей птенцов, если попадутся в руки, и т. п.? Все это зависит от того, что ребенок не понимает своих действий, своего поведения в данном случае, т. е. не отличает хорошее от дурного, полезное от вредного». ( стр.18). Учитель считает необходимым воспитывать в детях жалость, которая, в свою очередь, пробудит в ребёнке совесть.
О том, как воспитывать, читаем в его докладе : « Воспитывать добрые чувства к птицам следует и отдельными беседами и в связи с классным чтением о пернатых, а также беседами по поводу отдельных случаев жестокости, причиненной учеником птице , следует объяснить бедственное положение птиц зимою, их трудный перелет , расскажите также всю приносимую птицами громадную пользу, что бы было с нашими лесами, садами, полями и огородами, если бы не защищали их птицы.» ( стр.18). По данному вопросу съезд принял решение об усилении работы по воспитанию милосердия к животным и птицам.
Не оставлен без внимания съездом и вопрос о проведении работы с учениками о вреде алкоголизма( стр.19-21).
Учитель Сапожников привел пример спаивания малолетних в селе Болтинке, приобщения к спиртному детей самими родителями на крестьянских свадьбах, «… где ребенок, помимо своей воли, знакомится с вином , и от кого же? Иногда от самих родителей … несмотря на то, что последние весьма неохотно исполняют их желания… не сознавая ,
что их рука приподнесла ту первую каплю ужаснаго яда, который со временем погубит и его душу, и его счастье в жизни и, наконец,
погубит и самую жизнь.
Родитель и не подозревал, что он приподнесением капли вина приподнес своему ребенку и смерть.» ( стр.19-20)
В связи с этим педагог предлагает усилить выдачу брошюр о вреде алкоголя и чаще проводить беседы с учащимися «не только о вине, но о и всяких спиртных напитках, возбуждающих нашу нервную систему.» ( стр.20).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Юлия Н. М. Статья " Воспитательная работа в Симбирской губернии до 1917 года." // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/istoriya/10-klass/file/123511-statya-vospitatelnaya-rabota-v-simbirskoj-gubernii-do-1917-goda (дата обращения: 21.11.2024)- Победой дорожим
- Қазақстандағы 1916 жылғы ұлт-азаттық қозғалыс
- Аншлюс Австрии
- День народного единства
- Кангюи
- Защищая Родину
- Золотой век рязанского двора
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6467 пользователей.
Отзывы